Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.3. АНАЛИЗ ДОЛГОВЕЧНОСТИ СВАРНЫХ УЗЛОВ ТОЛ СТОЛ ИСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙПриведенные, в предыдущем разделе исследования ОСН в сочетании с методами расчета траектории трещины, и параметров механики разрушения (см, подраздел 4.1.3) и моделью развития усталостной трещины (см., подраздел 4.1.4) позволяют исследовдть долговечность сварных узлов на стадии развития трещины. Размах напряжений, действующих на рассматриваемый узел, определяется режимом эксплуатационного нагружения конструкции, а максимальные напряжения в цикле равны суперпозиции реактивных напряжений с наибольшими в цикле эксплуатационными напряжениями. Таким образом, роль реактивных напряжений сводится к изменению асимметрии нагружения сварного узла. С целью исследования влияния собственных Расчет основывался на следующих предпосылках. 1. При определении траектории трещин и КИН использовали поля оетаточных пластических деформаций, полученные при решении термодеформационных задач о сварке соответствующих сварных соединений. Исходные (до перераспределения, обусловленного ростом трещин) - ноля собственных ОСН представлены на рис. 5.8-5.11. 2. Как уже отмечалось, зарождение усталостной трещины в сварных соединениях без. внутренних дефектов происходит, как правило, в зоне перехода шва к основному металлу. Размер этой зоны определяется радиусом перехода, который в среднем составляет 1-2 мм [215]. Поэтому было принято, что начальная длина (глубина) трещины для всех узлов равна 2 мм и она. ориентирована нормально к поверхности нагружаемого соединения. 3. Критическая длина трещины 4. Расчет траекторий трещин и. КИН для стыкового и таврового сварных соединений проводился 5. Механические свойства стали 6. Действие реактивных напряжений на исследуемые узлы моделировали изменением максимальных напряжений в цикле нагружения. 7. Исследуемые варианты нагружения и геометрические размеры сварных соединений приведены на рис. Траектории развития трещин в анализируемых сварных узлах представлены на рис. Обращают на себя внимание траектории трещин, развивающихся в узлах подкрепления отверстий. Хотя в них действуют значительные собственные растягивающие ОН, стремящиеся уменьшить отклонение трещины, тем не менее траектории трещины отклоняются от направления, перпендикулярного поверхности листа. Такая особенность обусловлена наличием значи тельных касательных напряжений развитие трещины. В то же время одновременное увеличение остаточных радиальных и касательных напряжений при уменьшении диаметра штуцера [изменение напряжений в штуцере: 2 - по сравнению со штуцером 1 (см. табл. 5.1)] привело к тому, что траектории трещин при одинаковых внешних максимальных напряжениях не изменяются. Таблица 5.3. Варианты нагружения сварных узлов
Рис. 5.26. Геометрические размеры По мере продвижения трещины сварочные напряжения существенно перераспределяются. На рис. 5.27 показано распределение относительных напряжений, ориентированных нормально к траектории трещины, в случае ее развития при нагружении по варианту № 6 (табл. 5.3). Из сопоставления кривых при На рис. 5.28 и 5.29 приведены расчетные кривые максимального значения нагружения соответствуют проведенным натурным испытаниям, описание которых будет изложено ниже, а также соединениями подкрепления отверстия (схема нагружения соответствует наиболее типичной ситуации при работе штуцерных соединений, например в оболочечных или панельных конструкциях). Для рассматриваемых случаев
Рис. 5.27. Распределение относительных напряжений Как видно из рис. 5.28 и 5.29, ОСН качественно изменяют вид зависимостей Из приведенного расчетного анализа долговечности сварных штуцерных соединений следует, что действие средних по толщине ОСН неадекватно эксплуатационным напряжениям, так как долговечность узла с большими сварочными растягивающими напряжениями выше (см. рис. 5.10, 5.11 и 5.30). С увеличением же максимальных эксплуатационных напряжений при постоянном их размахе долговечность падает. Такую особенность можно объяснить следующим образом.
Рис. 5.28. Зависимости максимального значения Ктях Как уже отмечалось, с уменьшением диаметра цилиндра, подкрепляющего отверстие (штуцера), увеличивается цилиндрическая жесткость и растут сварочные поперечные напряжения. При этом за счет увеличения жесткости соединения вклад напряжений в КИН уменьшается. Следовательно, воможна ситуация, когда с увеличением сварочных растягивающих напряжений С целью проверки применимости разработанного комплекса методов анализа долговечности сварных узлов были проведены эксперименты и соответствующие расчеты по исследованию (кликните для просмотра скана) кинетики усталостных трещин в узлах, образованных тавровым, стыковым соединениями и соединением подкрепления отверстия. Для испытаний типовых сварных соединений были изготовлены специальные образцы, сварка которых осуществлялась в последовательности, указанной на рис. 5.5. Все соединения сваривали аустенитными сварочными материалами. Распределение
Рис. 5.30. Зависимость долговечности ОСН в стыковом, тавровом соединениях и в соединении подкрепления отверстия показано соответственно на рис. 5.8, 5.9 и 5.12. Тавровые и стыковые соединения (для всех образцов сечение рабочей части имеет размер Развитие усталостной трещины определяли по боковым поверхностям образца. Такой прием был вполне, правомочен, так как при предварительных испытаниях при помощи разноцветных красок, заливаемых в процессе развития трещины по ее фронту, было установлено, что глубина трещины на всей ширине образца практически одинакова - (фронт трещины прямой). После разрушения при помощи пластилиновых слепков определялась траектория развития трещины посередине ширины образца. Такие замеры были произведены с целью более корректного. сопоставления экспериментальных данных с Развитие трещины наблюдали от исходной трещины - глубиной примерно циклического нагружения образцов по симметричному циклу с амплитудой
Рис. 5.31. Зависимости максимальных значений Отличие расчетных и экспериментальных траекторий во всех случаях не превышало Результаты сопоставления экспериментальных и расчетных зависимостей длины усталостной трещины от числа циклов нагружения в исследуемых тавровых и стыковых соединениях показаны на рис. 5.28. Максимальная относительная погрешность по долговечности составляет около Испытание соединения подкрепления отверстия штуцер 3, (см. табл. 5.1, рис. 5.31) проводили при пульсирующем нагружении равномерным давлением (расчетная схема и размеры образца приведены на рис. 5.31) [86]. Давление подбирали таким образом, чтобы радиальные напряжения в диске в районе шва были равны Таблица 5.4. (см. скан) Сопоставление результатов расчета с экспериментальными данными по разнитию трещины в соединении подкрепления отверстия При этом глубина трещины составляла примерно При расчете развития усталостной трещины, производившемся в осесимметричной постановке, учитывалось перераспределение ОСН, происходящее в процессе нагружения образца до образования трещины. Траектория распространения трещины и ОСН после сварки и нескольких циклов нагружения (система ОН отвечает условию приспособляемости) показаны на рис. 5.12. Расчет КИН и долговечности проводили до момента, когда глубина трещины соответствовала 0,7 ее толщины (рис. 5.31), так как при испытаниях такого рода характерно развитие трещин не только с растянутой стороны, но и со сжатой внутренней стороны и объединение их наступает на расстоянии приблизительно 0,3 толщины диска относительно сжатой стороны. Сопоставление результатов расчета с экспериментальными данными, приведенное в табл. 5.4, подтверждает хорошее их соответствие. Следовательно, расчетный анализ развития усталостных трещин в такого рода соединениях может проводиться в осесимметричной постановке.
|
1 |
Оглавление
|