Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5.3. АНАЛИЗ ДОЛГОВЕЧНОСТИ СВАРНЫХ УЗЛОВ ТОЛ СТОЛ ИСТОВЫХ КОНСТРУКЦИЙПриведенные, в предыдущем разделе исследования ОСН в сочетании с методами расчета траектории трещины, и параметров механики разрушения (см, подраздел 4.1.3) и моделью развития усталостной трещины (см., подраздел 4.1.4) позволяют исследовдть долговечность сварных узлов на стадии развития трещины. Размах напряжений, действующих на рассматриваемый узел, определяется режимом эксплуатационного нагружения конструкции, а максимальные напряжения в цикле равны суперпозиции реактивных напряжений с наибольшими в цикле эксплуатационными напряжениями. Таким образом, роль реактивных напряжений сводится к изменению асимметрии нагружения сварного узла. С целью исследования влияния собственных Расчет основывался на следующих предпосылках. 1. При определении траектории трещин и КИН использовали поля оетаточных пластических деформаций, полученные при решении термодеформационных задач о сварке соответствующих сварных соединений. Исходные (до перераспределения, обусловленного ростом трещин) - ноля собственных ОСН представлены на рис. 5.8-5.11. 2. Как уже отмечалось, зарождение усталостной трещины в сварных соединениях без. внутренних дефектов происходит, как правило, в зоне перехода шва к основному металлу. Размер этой зоны определяется радиусом перехода, который в среднем составляет 1-2 мм [215]. Поэтому было принято, что начальная длина (глубина) трещины для всех узлов равна 2 мм и она. ориентирована нормально к поверхности нагружаемого соединения. 3. Критическая длина трещины 4. Расчет траекторий трещин и. КИН для стыкового и таврового сварных соединений проводился 5. Механические свойства стали 6. Действие реактивных напряжений на исследуемые узлы моделировали изменением максимальных напряжений в цикле нагружения. 7. Исследуемые варианты нагружения и геометрические размеры сварных соединений приведены на рис. Траектории развития трещин в анализируемых сварных узлах представлены на рис. Обращают на себя внимание траектории трещин, развивающихся в узлах подкрепления отверстий. Хотя в них действуют значительные собственные растягивающие ОН, стремящиеся уменьшить отклонение трещины, тем не менее траектории трещины отклоняются от направления, перпендикулярного поверхности листа. Такая особенность обусловлена наличием значи тельных касательных напряжений развитие трещины. В то же время одновременное увеличение остаточных радиальных и касательных напряжений при уменьшении диаметра штуцера [изменение напряжений в штуцере: 2 - по сравнению со штуцером 1 (см. табл. 5.1)] привело к тому, что траектории трещин при одинаковых внешних максимальных напряжениях не изменяются. Таблица 5.3. Варианты нагружения сварных узлов
Рис. 5.26. Геометрические размеры По мере продвижения трещины сварочные напряжения существенно перераспределяются. На рис. 5.27 показано распределение относительных напряжений, ориентированных нормально к траектории трещины, в случае ее развития при нагружении по варианту № 6 (табл. 5.3). Из сопоставления кривых при На рис. 5.28 и 5.29 приведены расчетные кривые максимального значения нагружения соответствуют проведенным натурным испытаниям, описание которых будет изложено ниже, а также соединениями подкрепления отверстия (схема нагружения соответствует наиболее типичной ситуации при работе штуцерных соединений, например в оболочечных или панельных конструкциях). Для рассматриваемых случаев
Рис. 5.27. Распределение относительных напряжений Как видно из рис. 5.28 и 5.29, ОСН качественно изменяют вид зависимостей Из приведенного расчетного анализа долговечности сварных штуцерных соединений следует, что действие средних по толщине ОСН неадекватно эксплуатационным напряжениям, так как долговечность узла с большими сварочными растягивающими напряжениями выше (см. рис. 5.10, 5.11 и 5.30). С увеличением же максимальных эксплуатационных напряжений при постоянном их размахе долговечность падает. Такую особенность можно объяснить следующим образом.
Рис. 5.28. Зависимости максимального значения Ктях Как уже отмечалось, с уменьшением диаметра цилиндра, подкрепляющего отверстие (штуцера), увеличивается цилиндрическая жесткость и растут сварочные поперечные напряжения. При этом за счет увеличения жесткости соединения вклад напряжений в КИН уменьшается. Следовательно, воможна ситуация, когда с увеличением сварочных растягивающих напряжений С целью проверки применимости разработанного комплекса методов анализа долговечности сварных узлов были проведены эксперименты и соответствующие расчеты по исследованию (кликните для просмотра скана) кинетики усталостных трещин в узлах, образованных тавровым, стыковым соединениями и соединением подкрепления отверстия. Для испытаний типовых сварных соединений были изготовлены специальные образцы, сварка которых осуществлялась в последовательности, указанной на рис. 5.5. Все соединения сваривали аустенитными сварочными материалами. Распределение
Рис. 5.30. Зависимость долговечности ОСН в стыковом, тавровом соединениях и в соединении подкрепления отверстия показано соответственно на рис. 5.8, 5.9 и 5.12. Тавровые и стыковые соединения (для всех образцов сечение рабочей части имеет размер Развитие усталостной трещины определяли по боковым поверхностям образца. Такой прием был вполне, правомочен, так как при предварительных испытаниях при помощи разноцветных красок, заливаемых в процессе развития трещины по ее фронту, было установлено, что глубина трещины на всей ширине образца практически одинакова - (фронт трещины прямой). После разрушения при помощи пластилиновых слепков определялась траектория развития трещины посередине ширины образца. Такие замеры были произведены с целью более корректного. сопоставления экспериментальных данных с Развитие трещины наблюдали от исходной трещины - глубиной примерно циклического нагружения образцов по симметричному циклу с амплитудой
Рис. 5.31. Зависимости максимальных значений Отличие расчетных и экспериментальных траекторий во всех случаях не превышало Результаты сопоставления экспериментальных и расчетных зависимостей длины усталостной трещины от числа циклов нагружения в исследуемых тавровых и стыковых соединениях показаны на рис. 5.28. Максимальная относительная погрешность по долговечности составляет около Испытание соединения подкрепления отверстия штуцер 3, (см. табл. 5.1, рис. 5.31) проводили при пульсирующем нагружении равномерным давлением (расчетная схема и размеры образца приведены на рис. 5.31) [86]. Давление подбирали таким образом, чтобы радиальные напряжения в диске в районе шва были равны Таблица 5.4. (см. скан) Сопоставление результатов расчета с экспериментальными данными по разнитию трещины в соединении подкрепления отверстия При этом глубина трещины составляла примерно При расчете развития усталостной трещины, производившемся в осесимметричной постановке, учитывалось перераспределение ОСН, происходящее в процессе нагружения образца до образования трещины. Траектория распространения трещины и ОСН после сварки и нескольких циклов нагружения (система ОН отвечает условию приспособляемости) показаны на рис. 5.12. Расчет КИН и долговечности проводили до момента, когда глубина трещины соответствовала 0,7 ее толщины (рис. 5.31), так как при испытаниях такого рода характерно развитие трещин не только с растянутой стороны, но и со сжатой внутренней стороны и объединение их наступает на расстоянии приблизительно 0,3 толщины диска относительно сжатой стороны. Сопоставление результатов расчета с экспериментальными данными, приведенное в табл. 5.4, подтверждает хорошее их соответствие. Следовательно, расчетный анализ развития усталостных трещин в такого рода соединениях может проводиться в осесимметричной постановке.
|
1 |
Оглавление
|