Главная > МЕХАНИКА (A. Зоммерфельд)
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

Инерцию тел можно понимать как сопротивление изменениям движения, или, короче, как силу инерции. Соответственно этому, определение силы инериии материальной точки будет
\[
\mathbf{F}^{*}=-\dot{\mathbf{G}},
\]

и основной закон движения $\dot{\mathbf{G}}=\mathbf{F}$ принимает вид:
\[
\mathbf{F}^{*}+\mathrm{F}=0 .
\]

Этот закон гласит: сила инерции векторно уравновешивает внешнюю силу.

В то время как $\mathbf{F}$ означает силу, определяемую физическими условиями, сила $\mathbf{F}^{*}$ является фиктивной силой. Мы вводим ее для того, чтобы свести вопросы движения к вопросам равновесия, что часто оказывается очень удобным.

Силы инерции хорошо известны нам из повседневной жизни. Приводя в движение тяжелую вертящуюся дверь, мы преодолеваем не силу тяжести или трение, а инерцию двери.

Самой известной формой силы инерции является центробежная сила, проявляющаяся при всяком криволинейном движении. Она также является фиктивной силой. Центробежная сила соответствует нормальному ускорению $\dot{v}_{n}$ криволинейного движения, которое направлено центростремительно (по направлению к центру кривизны). На основании уравнения (5.9) центробежная сила равна:
\[
Z=-m \dot{v}_{n}=-m \frac{v^{2}}{\rho},
\]

причем знак минус означает, что эта сила направлена наружу.
К силам инерции относятся также сила Кориолиса, или поворотная центробежная сила (см. §28), и гироскопические силы (см. §27).

Впрочем, «фиктивная» центробежная сила проявляется весьма реально, например, в железнодорожном движении. Превышение наружного рельса над внутренним на криволинейном участке пути подбирается всегда так, чтобы при средней скорости поезда равнодействующая силы тяжести и центробежной силы проходила как раз посредине между обоими рельсами. Этим устраняется не только опасность опрокидывания, но также и вредная односторонняя нагрузка одного из рельсов.

Удивительно, что Генрих Герц в прекрасном введении к своей «Механике» возражает против пользования понятием центробежной силы (Ges. Werke, Bd. III, S. 6):
«Мы вращаем по кругу камень на веревке; при этом мы ощутимо воздействуем на камень с некоторой силой. Эта сила непрерывно отклоняет камень от прямого пути; если мы изменяем эту силу, массу камня и длину веревки, то обнаруживаем, что движение камня действительно происходит в согласии со вторым законом Ньютона. Однако третий закон требует наличия силы, противодействующей той силе, которая передается нашей рукой камню. Ответ на вопрос об этой силе противодействия общеизвестен: говорят, что камень производит обратное действие на руку вследствие центробежной силы и что эта центробежная сила действительно точно равна, но противоположна по направлению силе нашего воздействия. Допустим ли этот способ выражения? Будет ли то, что мы теперь называем центробежной силой, чем-либо иным, чем инерция камня?».

На этот вопрос мы должны категорически ответить «нет»: согласно нашему определению (10.3), центробежная сила действительно есть то же самое, что и инерция камня. Но силой, противодействующей силе, с которой мы действуем на камень, или, точнее говоря, на веревку, является тянущее усилие, которое оказывает веревка на нашу руку.

Далее Герц пишет: «Нам не остается ничего иного, как заявить: центробежная сила не является силой в собственном смысле этого слова; этот термин так же, как термин «живая сила», имеет историческое происхождение, и сохранение его можно скорее извинить соображениями полезности, чем оправдать». По поводу этого замечания Герца мы хотели бы сказать, что термин «центробежная сила» не нуждается ни в каком оправдании, так как он так же, как и более общий термин «сила инерции», основан на ясном определении.

Впрочем, как раз эта мнимая неясность понятия силы побудила Герца построить его «Механику», освобожденную от этого понятия (см. §1), которая хотя и очень интересна, но мало плодотворна.

Переходим теперь к научному наследию Даламбера (математик, философ, астроном, физик, энциклопедист; его «Трактат по динамике» опубликован в 1758 г.).

Если материальная точка $k$, к которой приложена внешняя сила $F_{k}$, входит в состав произвольной механической системы, то к ней применимо не уравнение (10.2), а уравнение
\[
\mathbf{F}_{k}^{*}+\mathbf{F}_{k}+\sum_{l} \mathbf{R}_{i k}=0 .
\]

Здесь $\mathbf{R}_{i k}$ есть сила реакции, с которой действует на точку $k$ связанная с нею материальная точка $i$. Однако, как мы постулировали на стр. 73 , реакции $\mathbf{R}_{i k}$ в своей совокупности не производят никакой работы, как бы мы виртуально (т.е. без нарушения внутренних связей) ни перемещали систему. Поэтому и виртуальная работа всех сил $\left(\mathbf{F}^{*}+\mathbf{F}\right.$ ) тоже равна нулю:
\[
\sum_{k}\left(\mathbf{F}_{k}^{*}+\mathbf{F}_{k}, \delta \mathbf{s}_{k}\right)=0 .
\]

Принимая во внимание принцип виртуальной работы, можно сформулировать уравнение (10.5) в следующих словах: силы инериии находятся в равновесии со «сторонними» силами физического происхождения; при этом нам не нужно знать реакций.

Это и есть принци Даламбера в его наиболее естественной и простой формулировке. Чтобы придти к другой интересной формулировке этого принципа, рассмотрим величину
\[
\mathbf{F}_{k}+\mathbf{F}_{k}^{*}=\mathbf{F}_{k}-\dot{\mathbf{G}}_{k} .
\]

Она является той частью силы $\mathbf{F}_{k}$, которая не затрачивается на движение точки $k$. Мы назовем ее «потерянной силой» и сформулируем уравнение (10.5) следующим образом:

Совокупность действующих на систему потерянных сил находится в равновесии.

В учебниках очень распространена формулировка принципа Даламбера в прямоугольных координатах. Обозначим через $X_{k}, Y_{k}, Z_{k}$ слагающие силы $\mathbf{F}_{k}$, а слагающие $\delta \mathbf{s}_{k}$ через $\delta x_{k}, \delta y_{k}, \delta z_{k}$. Если, кроме того, вести расчет для постоянных масс $m_{k}$, то для системы, состоящей из $n$ материальных точек, можно написать вместо (10.5):
\[
\sum_{k=1}^{n}\left\{\left(X_{k}-m_{k} \ddot{x}_{k}\right) \delta x_{k}+\left(Y_{k}-m_{k} \ddot{y}_{k}\right) \delta y_{k}+\left(Z_{k}-m_{k} \ddot{z}_{k}\right) \delta z_{k}\right\}=0 .
\]

Но при этом необходимо подчинить $\delta x_{k}, \delta y_{k}, \delta z_{k}$ наложенным на систему связям. В общем случае неголономных связей нужно потребовать, в соответствии с уравнением (7.4), в котором мы заменяем обобщенные координаты $q$ прямоугольными, чтобы выполнялись соотношения:
\[
\sum_{\mu=1}^{n}\left[F_{\mu}\left(x_{1} \ldots z_{n}\right) \delta x_{\mu}+G_{\mu}\left(x_{1} \ldots z_{n}\right) \delta y_{\mu}+H_{\mu}\left(x_{1} \ldots z_{n}\right) \delta z_{\mu}\right]=0 .
\]

Таких условий для $\delta x, \delta y, \delta z$ имеется $3 n-f$, где $f$ есть число степеней свободы при бесконечно малом движении (ср. стр. 71). В случае голономных связей $F_{\mu}, G_{\mu}, H_{\mu}$ являются частными производными по $x_{\mu}, y_{\mu}, z_{\mu}$ одной и той же функции координат.

Мы хотели бы, однако, обратить особое внимание на то, что не следует усматривать в тяжеловесной формулировке (10.6), (10.6a) подлинное содержание принципа Даламбера. Значительно более удобно и, ввиду его инвариантной формы, более естественно уравнение (10.5) или эквивалентное ему условие равновесия.

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru