Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике В рассматриваемом случае по-прежнему справедливы уравнения (30.5), но с тем дополнительным условием, что материальная точка должна находиться на постоянном расстоянии $l$ от точки подвеса маятника. Запишем это условие совершенно так же, как и в случае сферического маятника [уравнение (18.1)]: Вводя соответствующий параметр Лагранжа $\lambda$ получим вместо прежних уравнений (30.5): Мы ограничимся, разумеется, малыми колебаниями маятника. Таким образом, мы будем считать $\frac{\xi}{l}$ и $\frac{\eta}{l}$ величинами первого порядка малости; тогда из условия (31.1) следует, что $\frac{\zeta^{2}}{l^{2}}$ равно единице с точностью до величин второго порядка малости. Именно, вблизи положения равновесия имеет место так как за положительное направление оси $\zeta$ принято направление вверх. В соответствии с этим третье уравнение (31.2) показывает, что с точностью до величин первого порядка малости справедливо равенство: Перепишем теперь первые два уравнения (31.2), пренебрегая членом с $\frac{d \zeta}{d t}$ (так как он является величиной второго порядка малости) и вводя обозначение Тогда эти уравнения примут следующий вид: Удобно объединить оба эти уравнения (умножив второе из них на $i$ и сложив с первым), вводя, как и в уравнении (26.10) на стр. 189 , комплексную переменную В соответствии с этим, получим уравнение являющееся однородным линейным дифференциальным уравнением второго порядка с постоянными коэффициентами. Заметим, что объединение двух уравнений (31.5) в комплексной форме оказалось возможным благодаря «гироскопическому» характеру средних членов этих уравнений. Ищем решение уравнения (31.7) в виде Подставляя это выражение в уравнение (31.7), получим квадратное уравнение для определения $\alpha$ : Его корни суть Общее решение уравнения (31.7) имеет вид; Постоянные $A_{1}$ и $A_{2}$ определяются из начальных условий. В соответствии с постановкой опыта, в качестве таковых выберем следующие: Иными словами, мы предполагаем, что маятник в начальный момент отклонен от вертикального положения на отрезок $a$ в положительном направлении оси $\xi$, т.е. вдоль меридиана к югу (рис. 50), и отпущен без толчка. Из условий (31.10) получим начальные значения для нашей комплексной переменной $s$ : Тогда из равенства (31.9) найдем: В соответствии с этим, получим выражение для $\frac{d s}{d t}$ (являющееся несколько более интересным, чем выражение для $s$ ). Принимая во внимание условие (31.11a), можем написать: откуда следует [после подстановки выражений (31.8) и (31.11б)]: Отсюда мы заключаем, что в те моменты времени, когда синус обращается в нуль, всегда имеет место Это означает появление острия (точки возврата) на траектории маятника. Согласно нашим начальным условиям (31.10), такую точку возврата мы впервые имеем при $t=0$. Полагая мы видим, что следующие точки возврата соответствуют моментам времени: Промежуток времени $t=\tau$ является периодом полного колебания маятника (туда и обратно). Как и следовало ожидать, он совпадает с периодом колебаний математического маятника при отсутствии вращения Земли, если положить в формуле (31.13) Воспользуемся формулами (31.9), (31.11) и (31.13) для определения положения нашего маятника спустя время $t=\tau$ от начала опыта (учитывая вращение Земли). Эти формулы дают: Рис. 50. Маятник Фуко. Вид траектории сверху. Начальное положение – к югу от точки равновесия; отклонение к западу за времн полного колебания взад и вперед Опыты, произведенные Фуко в 1851 г., а также опыты его многочисленных последователей, дали только качественные результаты; количественное же исследование всех источников погрешностей дал в своей диссертации в 1879 г. Камерлинг-Оннес (имя которого впоследствии приобрело широкую известность благодаря работам в области низких температур и открытию явления сверхпроводимости).
|
1 |
Оглавление
|