Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
7.3. ПАРНЫЕ И МНОЖЕСТВЕННЫЕ СРАВНЕНИЯ ВЕКТОРОВ СРЕДНИХКритерий значимости из раздела 7.2 позволяет сделать суммарный вывод о различии, существующем между Сравнение двух группПри выводе формулы критерия опираемся на уравнение модели (7.5). Проверим гипотезу о равенстве векторов средних значений групп
Итак, если
то существует значимая разница между группами Пример. С помощью данных о больных гипертиреозом из раздела 7.1 получаем
Соответствующий квантиль Множественное сравнение группКак было показано выше, многомерный дисперсионный анализ позволяет производить попарное сравнение векторов средних значений (по формулам (7.21)-(7.23)). Для одной асти групп различие оказывается значимым, для другой — незначимым. В связи с этим возникает проблема, правомочны ли мы отдельные результаты, касающиеся сравнения различных пар групп, объединить в общий результат. Более конкретно: можно ли по результатам, полученным после трехкратного применения приведенного выше критерия,
сделать вывод, что все три вектора средних значений Строго говоря, такой простой вывод, объединяющий отдельные результаты, неприемлем. Поэтому далее мы укажем формулы, пригодные для множественного сравнения нескольких пар групп. Чтобы не быть превратно понятыми специалистами-прикладниками в области медицины, сельского хозяйства, психологии и т. д., мы хотим подчеркнуть, что упомянутого выше попарного сравнения в большинстве случаев на практике вполне достаточно. С помощью критерия сравнения в первую очередь оцениваются контрасты внутри каждой пары групп, и только в редких случаях требуется дополнительная проверка гипотезы (на определенном уровне а) относительно совокупности отдельных выводов, рассматриваемых как единый комплекс. В большинстве практических случаев критерий множественного сравнения может рассматриваться просто как усиление попарного сравнения. Сформулируем в виде правила процедуру множественного сравнения. Правило. Если для нескольких пар
где
где Докажем первую часть правила (7.25) исходя из критерия В основе доказательства лежит формула
— среднее арифметическое по объединению выборок
При справедливости гипотезы (7.6) с вероятностью
Отсюда при справедливости (7.6), по крайней мере с вероятностью 1 — а, все возможные пары групп
Эту закономерность можно распространить на случай произвольных векторов средних значений
С помощью правила, приведенного выше, проверяем гипотезу по крайней мере одна из пар Соответствующая альтернатива В качестве статистики критерия используется величина Чтобы, наконец, дать обоснование этому методу проверки гипотезы и тем самым доказать сформулированное правило, покажем, что при справедливости гипотезы Обоснование. Так как неравенства (7.29) выполняются одновременно для всех пар групп с вероятностью, не меньшей, чем
Итак, мы действительно достигли намеченной цели, получив что неравенство Неравенство (7.28) показывает, что суммарный критерий из раздела 7.2 оказывается значимым, если значимое различие векторов средних значений (в смысле множественного сравнения) обнаруживается хотя бы для одной пары групп. Наше изложение множественного сравнения следует известному в одномерном дисперсионном анализе Мы получили частный случай множественного сравнения, поскольку рассмотрели лишь контрасты, служащие для парных сравнений векторов средних значений. Соответствующим образом можно было бы исследовать более сложные контрасты (см., например, [74] и [54]). О методике множественного сравнения, основанной на одновременном доверительном оценивании параметров общей многомерной линейной модели, см. раздел 8.3. Критерии сравнения из настоящего раздела легко реализуются с помощью вычислительных программ. В программе может быть предусмотрено сравнение каждых двух групп Пример. Для данных о гипертиреозе из раздела 7.1 формулы (7.25) и (7.26) эквивалентны, так как
Для сравнения используем квантиль
|
1 |
Оглавление
|