Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
1. С явлением отрыва связано и возникновение подъемной силы. Нас будет интересовать главным образом подъемная сила, действующая на крыло самолета, хотя механизм возникновения подъемной силы в случае тел другой формы сохраняется тем же пульса остается неизменным. Для упрощения будем рассматривать отдельное крыло, равномерно движущееся в воздухе и ориентированное перпендикулярно к плоскости рисунка (рис. 275). Длину крыла будем считать бесконечно большой. Такое крыло называется крылом бесконечного размаха. Удобно перейти к системе отсчета, связанной с крылом, поместив начало координат в одну из точек крыла, например в его центр масс $C$. Понятно, что эта система отсчета будет инерциальной. Таким образом, мы предполагаем, что крыло неподвижно, а течение воздуха плоское. Невозмущенный поток, конечно, будет равномерным. Во избежание недоразумений все моменты импульса, о которых говорится ниже, будет брать относительно точки $C$. Момент импульса самого крыла равен нулю, и о нем в дальнейшем можно не говорить. клонно к потоку (рис. 276 в), то критические точки $K_{1}$ и $K_{2}$ занимают промежуточные положения между центром пластинки и ее краями. Скорость течения по-прежнему максимальна на краях пластинки. В окрестности критической точки $K_{2}$ она больше снизу, чем сверху, так как нижний поток расположен значительно ближе к краю $B$ пластинки, чем верхний к краю $A$. Такая же картина течения образуется в начальный момент и при течении вязкой жидкости. вдоль линии $K D$ с потоком, огибающим крыло сверху. Здесь образуется поверхность раздела, свертывающаяся в дальнейшем в вихрь, причем вращение происходит против часовой стрелки (рис. 277 а и б). Все это видно на рис. 278, 279, 280 (фотографии), причем первые два рисунка изображают течение в системе отсчета, в которой неподвижно крыло, а последний — в системе отсчета, в которой неподвижна невозмущенная жидкость. Вихри уносят момент импульса, а вокруг крыла образуется циркуляция по часовой стрелке. Возрастание скорости течения над крылом и уменьшение ее под крылом приводят к смещению линии отрыва, пока она не достигнет нижней кромки крыла (рис. 281). Если бы не было сил вязкости, то дальнейшее образование вихрей, а с ним и циркуляции вокруг крыла прекратились бы. Силы вязкости меняют дело. Благодаря им циркуляция вокруг крыла постепенно затухает. Линия отрыва смещается от кромки крыла вверх, т.е. вновь появляются условия для возникновения вихрей. Появляющиеся вихри вновь усиливают циркуляцию и возвращают линию отрыва к кромке крыла. При постоянной скорости движения самолета описанный процесс носит регулярный характер — вихри периодически отрываются от задней кромки крыла и поддерживают практически постоянную циркуляцию. Таким образом, в системе отсчета, в которой крыло неподвижно, движение жидкости потенциально, но с циркуляцией. В идеальной жидкости циркуляция практически может быть любой, никак не связанной со скоростью потока, углом атаки и прочими параметрами. Однако вязкость, хотя бы и предельно малая, приводит к однозначной зависимости циркуляции от этих параметров. При этом сама циркуляция от вязкости практически не зависит. Поэтому формула Жуковского-Кутта дает хорошее приближение для подъемной силы крыла также и в воздухе, обладающем вязкостью. Пусть крыло $К$ помещено в начале координат (рис. 282). Поместим над крылом и под ним бесконечное множество в точности таких же крыльев, находящихся на равных расстояниях друг от друга. Пусть вокруг каждого крыла возбуждена такая же циркуляция, как и вокруг крыла $K$. Тогда установившееся течение жидкости будет строго периодично по $y$. Если расстояние между соседними крыльями очень велико по сравнению с поперечными размерами крыла, то введение добавочных крыльев может исказить течение в непосредственной близости крыла $K$ только пренебрежимо мало. Существенные изменения произойдут лишь вдали от крыла $K$. Проведем прямолинейный контур $A B C D$, горизонтальные стороны которого проходят посередине между соседними крыльями. Пусть длина его $A D$ бесконечно велика по сравнению с высотой. На боковых сторонах $A B$ и $C D$ скорость $v$ слагается из горизонтальной скорости $\mathbf{v}_{\infty}$ невозмущенного потока и вертикальной скорости $\mathbf{v}^{\prime}$, обусловленной циркуляцией. За положительную цир- куляцию примем циркуляцию по часовой стрелке. При такой циркуляции на стороне $A B$ скорость $\mathbf{v}$ ‘ будет направлен вверх (положительна), а на $C D$ — вниз (отрицательна). Рассмотрим жидкость в прямоугольном параллелепипеде с основанием $A B C D$ и единичной высотой, перпендикулярной к плоскости рисунка. Через время $d t$ жидкость, находившаяся в параллелепипеде, переместится в объем $A^{\prime} B^{\prime} C^{\prime} D^{\prime}$. Рассчитаем приращение импульса ее $d \mathbf{I}$. При стационарном течении это приращение будет равно разности в один и тот же момент времени между импульсом жидкости в новых частях пространства, которые она заняла за время $d t$, и импульсом в тех частях пространства, из которых она ушла за то же время. Но ввиду полной периодичности картины движения в направлении оси $Y$ импульсы в объемах $A A^{\prime} M$ и $B B^{\prime} N$ в точности одинаковы. Одинаковы и импульсы в объемах $M D D^{\prime}$ и $N C C^{\prime}$. Поэтому искомое приращение импульса $d \mathbf{I}$ найдется, если из импульса в объеме $C C^{\prime} D^{\prime} D$ вычесть импульс в объеме $A A^{\prime} B^{\prime} B$. Каждый из этих объемов равен $l v_{\infty} d t$, где $l$ — длина стороны $A B=C D$; горизонтальные скорости $v_{\infty}$ одинаковые в обоих объемах, а вертикальные скорости $v^{\prime}$ отличаются знаками. Поэтому приращение получает только вертикальная составляющая импульса, и это приращение равно Но $2 l v^{\prime}=\Gamma$ есть циркуляция скорости $v^{\prime}$ по контуру $A B C D$, так как стороны $A D$ и $B C$ никакого вклада в циркуляцию не дают. Скорость $\mathbf{v}^{\prime}$ на этих сторонах одна и та же, и при обходе по контуру $A B C D$ они проходятся в противоположных направлениях. Величина $\Gamma$ есть в то же время циркуляция по контуру $A B C D$ полной скорости $\mathbf{v}=\mathbf{v}_{\infty}+\mathbf{v}^{\prime}$, так как очевидно, что постоянный член $\mathbf{v}_{\infty}$ никакого вклада в циркуляцию внести не может. Таким образом, Приращение импульса жидкости равно импульсу внешних сил, действующих на нее. Из них силы давления, действующие на рассматриваемую массу жидкости на поверхности $A B C D$, можно не принимать во внимание, так как равнодействующая всех таких сил давления равна нулю. Остается единственная сила, с которой крыло действует на жидкость. Она равна и противоположна по знаку подъемной силе $F_{y}$. Применяя теорему об импульсе силы, получаем Из вывода ясно, что под Г следует понимать циркуляцию по контуpy $A B C D$. Но для потенциального течения контур циркуляции $\gamma$ можно провести произвольно. Важно только, чтобы он охватывал крыло $K$ и не охватывал другие крылья. Взяв в качестве $\gamma$ произвольный контур, будем удалять в бесконечность все остальные крылья, не трогая при этом сам контур $\gamma$. Тогда в пределе мы придем к случаю единственного крыла, обтекаемого потоком жидкости. В этом предельном случае результат (104.1) сохраняет силу. Формула (104.1) и есть формула Жуковского-Кутта.
|
1 |
Оглавление
|