Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике 1. Весом тела называется приложенная к нему сила $\mathbf{P}$, равная силе, с которой это тело действует не подставку, на которой оно лежит, или тянет за подвес, к которому оно подвешено. При этом предполагается, что тело, подставка и подвес покоятся в той системе отсчета, в которой производится взвешивание. Когда говорят о весе тела, обычно предполагают, что тело, подставка и подвес покоятся относительно Земли. Допустим ради определенности, что тело лежит на подставке. Оно действует на подставку с силой $\mathbf{P}$, подставка действует на тело с противоположно направленной силой $\mathbf{F}$. По смыслу $\mathbf{P}$ и $\mathbf{F}$ суть силы взаимодействия подставки и тела. Они удовлетворяют третьему закону Ньютона: $\mathbf{F}=-\mathbf{P}$. Предполагая, что тело на подставке покоится, подставим в формулу (65.3) $\mathbf{v}=0, \mathbf{a}=0, \mathbf{F}=-\mathbf{P}$. Тогда для $\mathbf{P}$ найдем Учитывая (65.4), видим, что P состоит из двух слагаемых: Значит, вес есть геометрическая сумма силы гравитационного притяжения Земли $\mathbf{F}_{3}$ и центробежной силы инерции $m \omega^{2} \mathbf{r}_{\perp}$. Если тело подвешено на нити, то рассуждения остаются теми же самыми. В этом случае направление нити определяет направление силы $\mathbf{P}$, а следовательно, и ускорение свободного падения g. Оно называется направлением отвеса или отвесным направлением. где $\vartheta-$ географическая широта рассматриваемого места (рис. 186). На полюсе и на экваторе угол $\alpha$ обращается в нуль. Для реальной (несферической) Земли формула (66.3) хотя и приближенна, но достаточно точна. Проецируя векторы $\mathbf{g}_{\text {абс }}$ и $\omega^{2} \mathbf{r}_{\perp}$ на направление вектора $\mathrm{g}$ и полагая $\cos \alpha \approx 1$, легко получить приближенную формулу Ошибка этого расчета порядка $\alpha^{2}$. Если бы Земля была правильным шаром со сферически-симметричным распределением вещества в нем, то величина $g_{\text {абс }}$ должна 3. Допустим теперь, что пружинные весы установлены на искусственном спутнике или космическом корабле. Что покажут эти весы, когда взвешиваемое тело покоится относительно корабля? Наши прежние рассуждения не изменятся, только в них Землю надо заменить космическим кораблем. В частности, движущуюся систему отсчета $S$ мы связываем теперь с кораблем. Землю же надо рассматривать как внешнее тело, которое наряду с Солнцем, Луной и прочими небесными телами создает внутри внешнее гравитационное поле. В силу малых размеров корабля это поле внутри корабля можно считать однородным. Оно полностью компенсируется поступательными силами инерции, возникающими в системе отсчета $S$ изза ускорения, сообщаемого ей этим гравитационным полем. Поэтому если двигатели на корабле выключены и он свободно падает в гравитационном поле, то относительное движение внутри корабля описывается прежним уравнением (65.3). Только ввиду ничтожности гравитационного поля, создаваемого самим кораблем, член $m g$ теперь обусловлен исключительно вращением корабля и равен $m \omega^{2} \mathbf{r}_{\perp}$ (центробежная сила). Если корабль не вращается, а взвешиваемое тело относительно него покоится, то из уравнения (65.3) получаем $\mathbf{F}=0$. Величина $\mathbf{F}$ есть сила, с которой на тело действует растянутая пружина весов. Мы видим, что пружина не растянута, т. е. вес, показываемый весами, равен нулю. Весы не реагируют на внешние гравитационные поля, последние полностью компенсируются поступательными силами инерции. Такое состояние «невесомости» свойственно всем телам внутри космического корабля. Состояние «невесомости» проявляется в том, что в телах полностью отсутствуют внутренние упругие напряжения, которые в обычных условиях возникают под действием силы тяжести. Если корабль вращается, то появляется центробежная сила, не компенсируемая внешними гравитационными полями. Эта сила создает на корабле «искусственную тяжесть». Наконец, если включены двигатели, сообщающие кораблю дополнительное поступательное ускорение $\mathbf{w}$, то в правой части уравнения (65.3) добавляется член $-m \mathbf{w}$. Весы покажут вес $\mathbf{P}=-m \mathbf{w}$. Bce тела внутри космического корабля снова становятся «весомыми». Этим «весом» и обусловлены перегрузки, которые испытывают космонавты на старте или торможении космических кораблей. Решение. Если пренебречь неоднородностью гравитационного поля Солнца в окрестности Земли, то в обоих случаях получится один и тот же вес. Учтем теперь неоднородность гравитационного поля Солнца, пренебрегая влиянием Луны. Веса тел в диаметрально противоположных точках земного шара $I$ (день) и 2 (ночь) будут соответственно Разлагая обе разности в квадратных скобках по формуле Тейлора и огра- Преобразуем это выражение, используя соотношения Здесь $s=1 / 2 g T^{2}$ означает расстояние, которое проходила бы Земля в течение года, если бы она двигалась равноускоренно с ускорением $g$. Вычисляя это расстояние, получим $s \approx 5 \cdot 10^{12} \mathrm{\text {км }}$ и далее Ответ. $\frac{P_{2}-P_{1}}{P}=\frac{M_{\text {Л }}}{M_{3}} \frac{24 \pi^{2} r^{2}}{R g T^{2}} \approx 8 \cdot 10^{-10}$, где $M_{3}$ и $M_{Л}-$ масса Земли и Луны, $R$ расстояние между их центрами, $T$ – период обращения Луны вокруг Земли, $r$ – радиус Земли. \[ Ответ. Нить отвеса установится перпендикулярно к полу салона самолета. $T=2 \pi \sqrt{l \cos \alpha / g}$.
|
1 |
Оглавление
|