Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ГЛАВА 5. УРАВНЕНИЯ ОШИБОК ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫНастоящая глава посвящена выводу уравнений ошибок, допускаемых ИНС в определении навигационных параметров объекта, движущегося вблизи поверхности Земли. Рассматриваются как платформенные, так и бесплатформенные ИНС. Вывод уравнений ошибок ИНС основывается на введенном в работе [12] понятии «фиктивная платформа». Это понятие оказалось очень плодотворным как при трактовке причин возникновения ошибок ИНС, так и при выводе уравнений ошибок. 5.1. ОБЩИЕ УРАВНЕНИЯ ОШИБОК ПЛАТФОРМЕННОЙ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ПИНС)Местоположение объекта, характеризуемое долготой К и широтой
Это уравнение называется основным уравнением инерциальной навигации. По составляющим ускорения Приборная реализация решения может быть самой разнообразной. Возможны как чисто аналитические (БИНС), так и полуаналитические (ИНС с гироплатформой) варианты. Как показывается далее, уравнения ошибок для этих вариантов по существу одинаковы. В настоящем разделе выводятся уравнения ошибок платформенной ИНС [12, 24, 30]. Введем в уравнение (5.1) согласно соотношению (4.50) вектор ускорения силы тяжести:
Имея в виду исследование устойчивости идеального (равновесного) режима работы ИНС, перейдем, как это принято в теории регулирования, к уравнению относительно малых отклонений (вариаций) координат от их значений в равновесном режиме. Варьируя уравнение (5.2), получим
Для идеального режима работы ИНС представляет собой счетно-решающий механизм, назначение которого — решение дифференциального уравнения (5.2) и выдача в результате решения данных о радиусе-векторе Анализ ошибок существенно облегчается при использовании вычислительной системы координат возмущенный режим работы, вычислительная система координат строится по данным, вырабатываемым и используемым ЦВМ. Для ИНС, рассмотренной в разд. 1.7, начало вычислительной системы находится в точке земной поверхности, определяемой выработанными ИНС значениями Для идеального режима работы начала и соответственные оси систем координат В возмущенном режиме ЦВМ, по-прежнему выполняя алгоритм идеального режима работы, трактует сигналы с реальных акселерометров как сигналы, будто бы приходящие с акселерометров фиктивной платформы, начало и оси которой совпадают с началом и соответственными осями вычислительной системы Местоположение объекта, соответствующее вычисленным данным, ИНС трактует как истинное, а действительное местоположение объекта — как ошибочное. Принимая эту трактовку, при дальнейших выкладках будем тем не менее учитывать, что «истинное» местоположение характеризуется вектором
Выразим эту ошибку через вариацию
где Варьируя уравнение (5.5), находим
Для сферической Земли ускорение силы тяжести над поверхностью Земли определяется формулой
где Подставляем это значение
Отсюда
где По подстановке этого выражения в уравнение (5.6)
С точки зрения упомянутой выше модели (ИНС с фиктивной платформой) правильными сигналами для ЦВМ являются сигналы, которые могли бы быть измерены акселерометрами фиктивной платформы. После кажущихся ускорений которые могли бы быть измерены акселерометрами фиктивной платформы
Вместо составляющих правильного вектора
Если учесть, что показания реальных акселерометров, помимо истинного значения
Рис. 5.1. Векторы кажущегося ускорения в системах реальной и фиктивной платформ инструментальные и случайные ошибки (при варьировании эти ошибки можно относить к вариациям внешних воздействий), то согласно уравнениям (5.7), (5.9), (5.3) векторное уравнение ошибок по положению будет
где В — упомянутые выше ошибки акселерометров. Согласно принятой в гл. 1 точке зрения, для ИНС с горизонтируемой по местной вертикали гироплатформой правая часть уравнения ошибок (5.10) должна содержать только члены, зависящие от ускорения силы тяжести Запишем это уравнение в правильной системе
Сумму двух членов левой части, выделенных подчеркиванием, можно преобразовать к виду
Учитывая это, приходим к окончательной форме векторного уравнения ошибок ИНС по положению:
Рис. 5.2. Составляющие вектора Составим теперь уравнение для ошибки ориентации При идеальных гироскопах и цепях усиления реальная гироплатформа прецессирует со скоростью
Кроме угловой скорости
Поскольку
где Подставляя выражение (5.14) в уравнение (5.13), получим
откуда непосредственно следует
где Выражая производную
В этом уравнении Уравнения (5.11) и (5.16) образуют систему векторных уравнений, описывающих ошибки платформенной ИНС. Запишем эти уравнения в скалярной форме, а именно, в отношении проекций на оси правильной системы. Отмечая индексами 1, 2, 3 проекции векторов на
Если бы следовать принятой в гл. 1 точке зрения, то в правых частях уравнений (5.17), (5.18) вместо сумм
Рис. 5.3. Структурная схема северного канала ИНС с ориентируемой по странам света гиростабилизированной платформой с ориентируемой по странам
Как уже отмечалось, в этом случае результаты получались бы те же самые, что и при непосредственном учете в уравнениях ошибок негравитационных возмущений [см. (5.17), (5.18)]. Действительно, согласно предложенному в гл. 1 подходу постоянное смещение показаний акселерометра В, проходя по цепи «идеальной работы», вызывает отклонение вертикали Вместо приложения к цепи «идеальной работы» смещение В рассматриваем теперь как возмущение, приложенное к замкнутой системе ошибок в точке, где имеет место ошибка по ускорению 6V
и поскольку
Эта ошибка такая же, как и упоминавшаяся ранее баллистическая ошибка Таким образом, ошибки платформенной ИНС можно описывать уравнениями (5.17) — (5.22). Как уже отмечалось, в этих уравнениях Уравнения (5.17) — (5.22) являются общими уравнениями ошибок, т. е. относятся к любой ИНС, содержащей горизонтируемую по местной вертикали гироплатформу. Положив в уравнении
|
1 |
Оглавление
|