Главная > Инерциальная навигация и оптимальная фильтрация
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

10.2. ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ИНЕРЦИАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕШНИХ ИЗМЕРЕНИЙ

При повышении точности ИНС методом линейной фильтрации применяются в отношении объекта, описываемого уравнениями ошибок ИНС. При этом вектор измерений формируется как разность между показаниями ИНС и показаниями внешнего датчика измерений (ДИСС, астрокорректор и т. д.).

Однако для режима движения несущего ИНС объекта с постоянной скоростью можно, как это предлагается далее, повысить точность ИНС использованием линейного оптимального фильтра, не привлекая при этом какую-либо информацию от внешних источников измерений.

В этом случае в качестве измерений можно использовать информацию, поступающую от горизонтальных акселерометров. Поясним более подробно такой выбор измерений.

Пусть система гидроплатформы перекошена относительно правильной системы координат на малый угол. Тогда положение системы в системе можно задать углами Эйлера величина которых мала. Матрица перехода от системы (см. гл. 5) к системе

Следовательно, вектор ускорений, который мог бы быть измерен акселерометрами в правильной системе координат связан с вектором доступным измерению реальными акселерометрами гироплатформы, уравнением

Предполагая, что объект движется с постоянной скоростью а кориолесовы ускорения полностью скомпенсированы, получим

Тогда

или при учете

Уравнение (10.6) справедливо лишь для режима движения объекта с постоянной скоростью. Однако на практике абсолютно точно выдержать этот режим невозможно. При реальном движении объекта будут иметь место флуктуации ускорения, также воспринимаемые акселерометрами. Следовательно,

где случайные вариации ускорения объекта, а также погрешности акселерометров.

Предлагаемый здесь подход заключается в том, что в режиме движения объекта с постоянной скоростью поступающие от реальных акселерометров сигналы используются в качестве измерений для оптимального фильтра Калмана, т. е.

Уравнения ошибок автономной ИНС, записанные через углы были выведены в разд. 7.2 [см. (7.42) — (7.49)]. Вводя обозначения

запишем систему уравнений (10.8) в матричной форме

Здесь

Таким образом, на основе уравнений ошибок автономной ИНС и вектора измерений можно построить оптимальный фильтр Калмана. Однако для реализации оптимального алгоритма необходима точная информация о статистике измерительных шумов. В данном случае на получение такой информации трудно рассчитывать.

Действительно, статистическая информация о случайных вариациях ускорений отсутствует. Поэтому целесообразно использовать адаптивный фильтр Калмана, который оценивает дисперсию измерительного шума Эта оценка может быть получена, например, следующим образом (см. разд. 9.1-9.4):

где

Прежде чем применить указанный алгоритм фильтрации, необходимо определить, какие компоненты вектора состояния объекта (7.42), (7.40) являются наблюдаемыми по измерениям (10.9).

Уравнения ошибок автономной (7.40), выраженные через углы имеют вид

В уравнениях (10.10) горизонтальные каналы х и у являются развязанными, так что можно провести анализ наблюдаемости одного из каналов, например, канала х. В дальнейшем исследуется наблюдаемость переменных по измерениям (10.9). При этом исследовании остальные переменные отнесем к входным воздействиям. Система наблюдаема, если ранг матрицы наблюдаемости

равен порядку системы. Здесь А, Н - соответственно матрицы объекта и измерений.

Введем обозначения Тогда система (10.10) — канал перепишется в виде

Матрица системы (10.12)

а матрица измерений (10.9)

Сформируем согласно формуле (10.11) матрицу наблюдаемости:

Нетрудно видеть, что матрица имеет полный ранг. Следовательно, по измерениям z наблюдаемыми являются ошибка по скорости и дрейф гироскопа по каналу у.

Таким образом, используя в качестве измерений сигналы от горизонтальных акселерометров, можно синтезировать фильтр, который будет оценивать ошибки ИНС по скорости и дрейфы гироскопов. Оценки этих ошибок можно использовать для создания обратных связей в ИНС с целью демпфирования и убыстрения переходных процессов (оценки ошибок ИНС по скорости подаются на вход первого интегратора и моментные датчики гироплатформы), а также для уменьшения роста ошибок ИНС по положению (оценки дрейфов гироскопов с обратным знаком подаются на моментные датчики гироплатформы).

Categories

1
Оглавление
email@scask.ru