1.5. ВЛИЯНИЕ ДРЕЙФА ГИРОПЛАТФОРМЫ
Исследуем влияние дрейфа гироплатформы на показания ИНС. Скорость дрейфа можно представить как внешнее возмущение действующее на входе гироплатформы 2 (рис. 1.11). Согласно показанной на рис. 1.9 схеме передаточная функция, связывающая имеет вид
Что касается данных о скорости объекта вырабатываемых ИНС, то эти данные при содержат постоянную ошибку Это видно из передаточной функции
сводящейся при
Полученные результаты показывают, что по сравнению с погрешностями в параметрах и структуре ИНС (см. предыдущий раздел) вредное влияние дрейфа гироплатформы на точность вырабатываемых ИНС данных гораздо больше. При постоянстве упомянутых погрешностей нарастающих во времени ошибок в показаниях ИНС не возникает, тогда как постоянный дрейф гироплатформы обусловливает в данных о местоположении, вырабатываемых ИНС, растущую пропорционально времени ошибку. Такое же положение наблюдается и в том случае, когда дрейф представляет собой стационарный случайный процесс.
Пусть, например, ее — белый шум с нулевым средним значением. Подставляя в формулу
вместо передаточную функцию (1.27) и имея в виду, что спектральная плотность мощности белого шума видим, что интеграл (1.30) расходящийся. Следовательно, в установившемся состоянии дисперсия ошибки ИНС в определении широты местоположения объекта бесконечно велика.
Данные обстоятельства указывают на необходимость алгоритмов, которые позволяли бы или отстраиваться от дрейфа гироплатформы, или идентифицировать дрейф и порожденные им ошибки ИНС и вводить соответствующую коррекцию в показания ИНС. Первый тип алгоритмов разрабатывается в гл. 3, а второй тип анализируется в гл. 8—11.
Обращаясь к более подробному исследованию схем ИНС, заметим, что ИНС со свободной в азимуте гироплатформой весьма полно (с определением кориолисовых ускорений) рассмотрена в работе [12]. Предположенная в работе [12] схема обладает перед схемой, показанной на рис. 1.7, преимуществом более простого формирования сигналов на моментные датчики гироплатформы и сигналов компенсации кориолисова ускорения. Сферическая модель Земли, положенная в основу этой схемы, как уже отмечалось, не приводит к возникновению ошибок.
Представленная на рис. относится к классу систем с ориентируемой по странам света гироплатформой, т. е. платформой, которая не только находится в горизонте, но и сохраняет направление «север — юг». Такая платформа рассматривается в следующем разделе.