Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5. БАЛАНСИРОВКА ГИБКИХ РОТОРОВОсобенности балансировки гибких роторов. 1. При балансировке гибких роторов, как и в случае жестких роторов, в первую очередь необходимо уменьшить до допускаемых значений силы реакций в опорах. При балансировке гибких роторов действие неуравновешенных сил с изменением частоты вращения изменяется не только количественно, как у Жестких роторов, но и качественно. Дисбаланс и корректирующие массы могут вызывать разные прогибы и реакции, соотношения между которыми меняются в зависимости от частоты вращения, и достигнутая на одной скорости уравновешенность может нарушиться на другой. 2. Уменьшение реакций в опорах не всегда уменьшает изгибающие усилия в гибком роторе. Поэтому при балансировке гибких роторов решаются две основные задачи: по результатам измерений упругой линии или реакций при вращении ротора определяется закон распределения дисбалансов. Для ротора, распределение дисбалансов которого найдено, определяют, где, в каком порядке и количестве нужно установить корректирующие массы, чтобы устранить реакции опор, снизить изгибающие моменты в гибком роторе и обеспечить его сбалансированность в некотором диапазоне скоростей. Учет особенностей гибких роторов, применяемых в различных отраслях промышленности, привел к созданию большого числа специфических способов их балансировки. Рассмотрим только основные принципы балансировки, являющиеся общими с качественной стороны для гибких роторов разных типов. Решение уравнений изгиба гибкого ротора. Балансировка гибкого ротора должна осуществляться с учетом формы его изгиба, а также соотношений между балансировочной, рабочей и критическими скоростями и собственных форм, соответствующих этим скоростям. Для этого приходится решать дифференциальные уравнения колебаний гибкого ротора с Дисбалансом или корректирующими массами, распределенными по его длине по тому или иному закону. Решение этой задачи существенно облегчается благодаря свойству ортогональности собственных форм (см. справочник, т. 1). Распределенную неуравновешенность можно разложить в ряд по собственным формам, каждая из составляющих вызывает колебания только по своей форме. Балансировку гибкого ротора можно проводить раздельно по каждой из составляющих на каждой критической скорости, где эта составляющая имеет преобладающее значение. Балансировка, выполненная таким образом с помощью распределенных по длине корректирующих масс, приводит к уравновешенности гибкого ротора на всех скоростях. Эти положения лежат в основе многих методов балансировки гибких роторов по собственным формам. Дифференциальное уравнение колебаний гибкого ротора с равномерно распределенными массами и жесткостью на двух шарнирных опорах имеет вид [78]
где Функцию распределения дисбаланса разлагают в ряд по собственным формам:
Тогда решение уравнения (12) будет
где Уравнение (12) можно решить, не разлагая дисбаланс по собственным формам, с помощью подстановки
где внешняя возмущающая сила
где
Ротор с меняющимися по длине размерами поперечных сечений или нагрузкой и многоопорные роторы необходимо разбивать на участки, границами которых служат сечеиия, в которых меняется диаметр ротора, либо расположена опора, либо приложена сосредоточенная сила или меняется нагрузка. В пределах участков размеры поперечного сечения, погонные массы, моменты инерции и нагрузки неизменны. Длина
где
Постоянные системы уравнений (18), получают трансцендентное уравнение частот. При подстановке в уравнение (18) значений постоянных получают уравнение упругой лниии ротора по участкам, умножение которой на временную функцию дает уравнение колебаний ротора. При записи уравнений упругой линии, моментов, частот и реакций используют табулированные функции В обозначениях Прагера и Гогенемзер:
Изгибающие моменты и реакции определяются соотношениями
Действие некоторых типов нагрузок на гибкий ротор. С учетом выражений (14) и (22) прогибы, изгибающие моменты и реакции двухопорного ротора при действии произвольной неуравновешенности равны
где При действии дисбаланса одной Для рогора, несущего
где
В табл. 16 приведены формулы для определения опорных реакций при установке на гибком роторе некоторых систем корректирующих масс, применяемых при балансировке. Системы 8 и 12 используют для балансировки в двух плоскостях коррекции. Системы 10 и 13 применяют для статической и моментной балансировок на частотах, значительно меньших резонансной. Системы 11 и 14 ортогональны предыдущей паре и применяют их для устранения дисбаланса, распределенного по 1-й и 2-й формам после компенсации статического и момеитного дисбаланса. Системы 15 и 16 позволяют увеличить число плоскостей коррекции у консолмых роторов.
Рис. 23. Ротор с сосредоточенными симметричными (а) и косоаимметричными (б) неуравновешенными массами в пролете Системы 1—7 применяют при необходимости распределения корректирующих масс по длине ротора. Дисбалансы по более высоким собственным формам балансируют ортогональными системами, выбирая их с помощью формул табл. 16. Перенос корректирующих масс на гибком роторе [72]. Динамическое действие неуравновешенных масс зависит от их положения по длине ротора и частоты вращения. Это следует учитывать, когда определенные ранее корректирующие массы нужно перенести в другие плоскости коррекции или распределить по длине ротора при необходимости уменьшить их суммарную массу, при совпадении плоскостей коррекции с нечувствительными, при переносе масс в оптимальные плоскости и т. п. В табл. 17 приведены формулы для расчета заменяющих систем корректирующих масс, не изменяющих достигнутую ранее уравновешенность, полученные из условия равенства реакций от действия начальной и заменяющей систем при одной скорости; номера систем — по табл. 16. Расчет переноса масс по коэффициенту гибкости Более точен метод, учитывающий ортогональность собственных форм, на основании которого работа масс до и после переноса на перемещениях по устраняемой (см. скан) (см. скан) составляющей
а на перемещениях по составляющей 17. Расчет заменяющих систем корректирующих масс при переносе (см. скан) Коэффициенты чувствительности и нечувствительные скорости. При балансировке гибких роторов пользуются коэффициентами чувствительности опор к системам или отдельным массам, получаемыми экспериментально или теоретически и равными по величине амплитуде вибрации опоры, вызываемой единичной массой Практика балансировки показывает, что роторы в определенных диапазонах скоростей мало реагируют на действие установленных на них систем корректирующих масс. Такие скорости называются нечувствительными. Плоскости, при установке в которых на данной скорости вибрации опор или реакции изменяются мало, называются нечувствительными плоскостями для данных грузов и скорости. Некоторым типам генераторов присущи малые коэффициенты чувствительности (см. табл. 18), Это показывает, что для них торцовые плоскости являются нечувствительными при данной скорости. Близость нечувствительной скорости к балансировочной или рабочей значительно осложняет балансировку гибких роторов, поскольку устанавливаемые в плоскостях коррекции значительные корректирующие массы не дают существенного балансировочного эффекта, и в этом случае приходится выполнять балансировку другой скорости, переносить массы в другие плоскости или заменять систему корректирующих масс.
Рис. 24. Зависимость нечувствительных скоро стей от нагрузки Значения нечувствительных скоростей для конкретных систем грузов можно получить из формул табл. 16, приравнивая нулю величину реакции. Нечувствительных скоростей не имеют распределенные по синусоиде или по треугольнику нагрузки (системы 1 и 4), а также сосредоточенная масса в среднем сечении и кососимметричная пара масс в опорных сечениях (системы 9 и 13). Оценку значений относительных нечувствительных скоростей Расчетные 18. Коэффициенты чувствительности и нечувствительные скорости роторов турбогенераторов (см. скан) Эквивалентные системы корректирующих масс [72]. Идеальное распределение корректирующих масс для полной балансировки гибкого ротора во всем диапазоне скоростей должно точно повторять форму распределения и величину неуравновешенных масс. Практически такую балансировку осуществить невозможно, так как неизвестны точное расположение и величина неуравновешенных масс и не всегда возможно должным образом распределить корректирующую массу по длине ротора. Поэтому необходимо выбирать эквивалентные системы корректирующих масс, т. е. такие системы, которые, не повторяя точно неуравновешенность ротора, имеют в определенном диапазоне скоростей приблизительно такой же закон изменения реакций, как и начальная неуравновешенность. Применение эквивалентных систем корректирующих масс обеспечивает сбалансированность ротора в заданном диапазоне скоростей. Теоретические исследования показывают, что при этом существенно снижаются и изгибающие моменты. Применительно к компенсации синусоидального или равномерно распределенного дисбаланса такие системы, содержащие минимальное число корректирующие масс или распределенные по простому закону массы, получили название оптимальных систем корректирующих масо (табл. 19). В табл. 19 номера систем соответствуют номерам схем по табл. 16, номер основной системы подчеркнут. Величина основной корректирующей массы или суммы распределенных корректирующих масс принята за единицу, величина дополнительной массы составляет часть основной. Знак минуо при величине массы означает, что она стоит в противофазе с основной. 19. Оптимальные системы корректирующих масс (см. скан) Теоретически доказано Расчетные зависимости коэффициента Использование эквивалентных систем корректирующих масс позволяет производить балансировку без точного определения типа неуравновешенности на роторе. Для этого при пробном пуске балансируемого ротора измеряют амплитуды и фазы реакций опор на двух выбранных частотах и ротора, подобными приведенным на рис. 25. Для этого через точку, соответствующую величине
Рис. 25. Зависимость коэффициента Практическая балансировка гибких роторов в собственных опорах. Общие технические вопросы подготовки роторов, пробных и корректирующих масс, измерительной аппаратуры и балансировочной документации изложены в различных инструкциях и литературе по балансировке [33, 34, 90]. Методика проведения вибрационных исследований, измерения векторов вибраций, построения векторных диаграмм для определения составляющих вибраций, определения бьющей точки также описаны в литературе и в инструкциях по балансировке и по эксплуатации балансировочной аппаратуры [32, 64, 187, 256]. Ниже кратко изложены вопросы, касающиеся порядка балансировки гибких роторов. Роторы с рабочей скоростью пр, меньшей первой критической Роторы с По величине амплитуд на частотах и пробные массы. С установленными пробными массами снимают амплитудно-частотную характеристику и по этим данным рассчитывают корректирующие массы. С ними осуществляют контрольный пуск и измеряют вибрации. Если при Когда плоскости коррекции являются оптимальными хотя бы для симметричных корректирующих масс, тогда не вносится дополнительная неуравновешенность по высшим собственным формам. Однако обычно плоскости коррекции не совпадают с оптимальными, поэтому возможно внесение неуравновешенности по высшим формам. Эти же формы могут содержаться и в начальном дисбалансе. Их влияние проявляется в том, что после балансировки при Весь процесс балансировки значительно ускоряется и упрощается при использовании систем корректирующих масс, эквивалентных начальному дисбалансу.
|
1 |
Оглавление
|