Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Предельная скорость. При сухом трении движение с ускорением происходит тогда, когда внешняя сила превосходит максимальное значение силы трения. В этих условиях при постоянной внешней силе скорость, которую может достигнуть тело, не ограничена (в нерелятивистском смысле). По-другому обстоит дело при наличии жидкого трения. В этом случае постоянная сила может ускорить тело лишь до определенной скорости, называемой предельной. При достижении ее сила трения $\mathbf{f}_{\text {тр }}=-k \mathrm{v}$ уравновешивает внешнюю силу $\mathbf{f}$ и тело далее движется равномерно. Следовательно, предельная скорость $v_{\text {пр }}=f / k$. Формула Стокса. Расчет силы жидкого трения является сложной задачей. Сила трения зависит от формы движущегося в жидкости тела и свойства жидкости, называемого вязкостью. Для небольших шарообразных тел эта сила может быть рассчитана по формуле Стокса: $!$ Приближение скорости к предельному значению при наличии жидкого трения Силу $f_{0}$ считаем постоянной. Пусть $v=0$ в момент $t=0$. Интегрируя (55.2), получаем решение этого уравнения: или после потенцирования График этой функции изображен на рис. 127. Скорость $v(t)$ увеличивается от 0 при $t=0$ до предельного значения $v_{\text {пр }}=f_{0} / k$ по экспоненциальному закону. Экспонента очень резко зависит от своего показателя. Практически, после того как показатель экспоненты достиг значения -1 , она очень быстро обращается в нуль. Поатому можно считать, что скорость достигает предельного значения в течение времени $\tau$, за которое показатель экспоненты в формуле (55.4) становится равным -1, т. е. это значение может быть найдено из условия $(\mathrm{k \tau} / \mathrm{m})=1$, где $\rho_{0}$ — плотность тела. Для глицерина $\mu \approx 14 \mathrm{r} /(с м \cdot c)$. Поэтому стальной тарик с плотностью $\rho_{0} \approx 8 \mathrm{r} / \mathrm{cm}^{3}$ и радиусом $r_{0}=1 \mathrm{cм}$ достигает критической скорости в течение $\tau \approx 0,13$ с. Если же $r_{0}=1$ мм, то время уменьшается в 100 раз. В минеральном масле, у которого вязкость почти в 15 раз меньше, эти величины увеличиваются примерно в 15 раз. Таким образом, большой стальной шарик ( $r_{0}=1 \mathrm{cм}$ ) движется в масле с заметным ускорением примерно в течение $2 \mathrm{c}$. Шарик же с миллиметровым радиусом достигает предельной скорости почти за 0,02 с. Падение тел в воздухе. При движении тел в воздухе с достаточно большими скоростями варяду с силами вязкого трения возникают силы аәродинамического происхождения, природа которых подробно рассматривается в курсе механики сплошных тел. Здесь заметим лишь, что сила сопротивления воздуха движению тел оказывается пропорциональной квадрату скорости. При свободном падении тела в воздухе в случае равенства силы тяжести тела силе сопротивления достигается предельная скорость. В качестве примера рассмотрим падение парашютиста от момента выбрасывания с аәростата до момента открытия парашюта (речь идет именно о выбрасывании с покоящегося в воздухе аэростата, а не с быстролетящего самолета). Как показывает опыт, предельная скорость падения человека в воздухе примерно $50 \mathrm{~m} / \mathrm{c}$. Это значение $v_{\text {пр }}$ и будем принимать в дальнейшем, хотя оно в некоторых пределах зависит от роста и массы парашютиста, ориентировки его тела относительно направления движения, от атмосферных условий и т. д. Направим ось $X$ по вертикали, вверх, а начало координат $x=0$ поместим на уровне Земли. Поскольку сила сопротивления воздуха при тех скоростях, с которыми мы в рассматриваемом случае имеем дело, пропордиональна квадрату скорости, уравнение движения можно записать в виде где $x$ — кодффициент трения ( $x>0$ ). Считая известной предельную скорость $v_{\text {пр }}$, выразим через нее $x$. Для равпомерного движения с предельной скоростью имеем: Потенцируя это выражение, ваходим Для начального периода падения, когда $2 \mathrm{gt} / v_{\text {пp }} \ll 1$, можно разложить зкспоненты в ряд и ограничиться линейным по $t$ членом: В этом случае из формулы (55.6) имеем Это означает, что в начальной стадии практически происходит свободное падение, а сила сопротивления воздуха не играет существенной роли. При дальнейшем увеличении скорости роль силы сопротивлевия воздуха возрастает и становится определяющей при скоростях, близких к предельным. В этом случае имеем $\left(2 g t / v_{\text {пр }}\right) \gg 1$ и можем пренебречь экспонентой в знаменателе формулы (55.6). Тогда она примет вид . Таким образсм, при $t=10$ с скорость отличается от предельной примерно на $\mathrm{e}^{-4} \approx 1 / 50$, т. е. на $1 \mathrm{~m} / \mathrm{c}$. Поэтому можно считать, что парашютист достигает предельной скорости примерно через 10 с после начала падения. График скорости парашютиста в зависимости от времени падения показан на рис. 128. Интегрируя обе части равенства (55.6) по времени, найдем путь, проходимый парашютистом при падении: где $h_{0}$ есть высота, с которой начинается падение парашютиста. Из этой формулы определяем, что за 10 с парашютист пролетит около 350 м. Весь остальной путь до открытия парашюта он движется почти равномерно с предельной скоростью. Зависимость пути от времени показана на рис. 129. Предельная скорость снижения человека с открытым парашютом несколько меньше $10 \mathrm{~m} / \mathrm{c}$. Поэтому при открытии парашюта скорость парашютиста в короткий промежуток времени уменьшается от $50 \mathrm{~m} / \mathrm{c}$ до примерно $10 \mathrm{~m} / \mathrm{c}$, что связано с возникновением больпих ускорений и, следовательно, больших сил, действующих на парашютиста. Действие этих сил называется динамическим ударом. При выпрыгивании парашютиста из быстролетящего самолета, скорость которого может достигать нескольких сотен метров в секунду, картина движения его коренным образом меняется. После выбрасывания парашютиста из самолета его скорость в короткий промежуток времени уменьшается от скорости самолета до примерно $50 \mathrm{~m} / \mathrm{c}$. Ускорение парашютиста при этом очень большое, а следовательно, большой и динамический удар. Поэтому при катапультировании из самолетов, летящих с большой скоростью, особенно из сверхзвуковых, принимаются специальные меры, обеспечивающие безопасность летчика непосредственно после момента катапультирования.
|
1 |
Оглавление
|