Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике Системный анализ, как и политика, – это прежде всего искусство действовать в пределах «возможного». Рассматривая математическую формулировку той или иной задачи, исследователь (или лицо, принимающее решение) должен полностью представлять себе те внутренние и внешние факторы, которые могут ограничить его выбор стратегий управления. Различные обстоятельства, связанные с объемом имеющихся ресурсов, спросом, который необходимо удовлетворить, имеющейся технологией, наличием и возможностями ЭВМ, людски: ми ресурсами, бюджетом времени и т. д., резко сужают круг возможностей, доступных лицу, принимающему решения. Выделим два принципиально различных типа ограничений: внутренние – ограничения, налагаемые структурой самой системы, внешние – ограничения, налагаемые на поведение системы внешними факторами. Рассмотрим эти ограничения несколько подробнее. Внутренние ограничения возникают вследствие определенной ограниченности возможностей измерять характеристики состояния системы и управлять течением процесса, т. е. они ограничивают взаимодействие системы с внешним миром. Вообще говоря, ограничения этого типа наиболее четко вид- ны тогда, когда для внутреннего описания используют дифференциальные или разностные уравнения. Для иллюстрации понятия внутренние ограничения рассмотрим пример из области биомедицины. Пример. Фармакокинетика Многокомпонентная модель, используемая для описания кинетики и превращений дигитоксина, изображена на рис.2.1. Здесь $X$-содержание дигитоксина в организме, $Y$-содержание дигоксина, $S_{1}$ и $S_{2}$ – мочевые выделения, $S_{3}$ и $S_{4}$ немочевые выделения и $k_{i}$ – коэффициенты диффузии, $i=$ $=1,2, \ldots, 5$. Обычно принято считать, что если в организм вводится некоторая доза дигитоксина, то примерно $92 \%$ этой дозы немедленно разносится по организму и около $85 \%$ от оставшихся $8 \%$ сразу превращается в дигоксин. Предполагаетея, что динамика концентрации лекарств $X$ и $Y$ может быть описана следующим образом: Начальные условия имеют вид где $D$ – введенная доза дигитоксина. Именно это весьма реалистическое с практической точки зрения ограничение и является тем, что называют внутренним ограничением системы. В силу этого ограничения не все внутренние переменные системы доступны для непосредственного измерения. Имея в виду основную задачу, стоящую перед врачом, необходимо знать, достаточны ли измерения переменных $y_{1}$ и $y_{2}$ для определения неизвестной начальной дозы лекарства $D$. Эта задача является так называемой задачей наблюдаемости, обсуждение которой можно найти в литературе, приведенной в конце главы. Внешние ограничения имеют качественно иной характер. Как отмечалось выше, они обусловлены не физическими или структурными ограничениями самого процесса, а «произволом» лица, принимающего решения, которое является «внешним» по отношению к системе. Вообще говоря, эти ограничения связаны с такими обстоятельствами, как ограниченность имеющихся ресурсов и производственных мощностей, наличие заданного спроса и т. д. Существенным моментом здесь является то, что эти ограничения налагаются извне и не имеют никакого отношения к математическим ограничениям, содержащимся в самой модели. Типичные примеры внешних ограничений содержатся в задачах экономического управления, где требуется определить соответствующее распределение фиксированных финансовых средств для достижения определенных целей. Возьмем, к примеру, сотрудника некоторой компании, ответственного за рекламу еe продукции, причем бюджет, который компания выделила на рекламные цели, составляет $M$ долл. Это значит, что он может истратить $M$ долл. на размещение рекламных объявлений, скажем, в газетах, журналах, на телевидении, радио и рекламных афишах. Предположим, что вложение $x_{i}$ долл. в $i$-й способ рекламы ( $i$-газеты, журналы и т. д.) приводит к сбыту партии объема $f_{i}\left(x_{i}\right)$, причем функции $f_{i}(\cdot)$ считаются известными. Поскольку компания заинтересована в максимизации сбыта, рекламодатель сталкивается с решением задачи максимизации по всем распределениям $\left\{x_{\text {газ }}, x_{\text {журн }}, x_{\text {рад }}, x_{\text {тв }}, x_{\text {аф }}\right\}$ Следовательно, внешнее ограничение возникло из-за ограниченности бюджета, а не из образа взаимодействия системы с внешним миром.
|
1 |
Оглавление
|