Глава 24. МЕЖЗВЕЗДНЫЕ ПОЛЕТЫ
§ 1. Астронавтика — составная часть космонавтики
В этой книге мы до сих пор так и не перешагнули за границы сферы влияния Солнца. Между тем понятие космоса эквивалентно понятию «вселенная», а значит, космические полеты должны заключаться в чем-то большем, нежели полеты к телам Солнечной системы и в запланетное пространство. Вселенная состоит из множества галактик — колоссальных скоплений звезд, звездных облаков, более мелких скоплений, газовых и пылевых туманностей и т. д. Галактики отделены друг от друга расстояниями, примерно в десятки раз превышающими их размеры. В одной из рядовых галактик (ее называют Галактикой — с большой буквы) находится в качестве рядовой звезды Солнце, а всего в ней примерно 120 миллиардов звезд. Диаметр Галактики 85 000 световых лет.
Раздел космонавтики, занимающийся вопросами полетов к звездам, следовало бы назвать астронавтикой, что означает «звездоплавание», хотя слово «астронавтика» и употребляется за рубежом (а сравнительно недавно употреблялось и у нас) в том же смысле, что и «космонавтика». Проблемы звездоплавания лишь намечаются в настоящее время в общих контурах и разработаны в основном с точки зрения механики полета, но не с точки зрения ракетно-технической.
Именно поэтому, а также потому, что детальное изложение механики межзвездных перелетов в достаточно доступной форме представляет немалые трудности, эта последняя глава книги резко отличается от предыдущих. Полеты к звездам будут, вероятно, происходить со скоростями, близкими к скорости света (релятивистские скорости). Поэтому механика межзвездных полетов основана на теории относительности Эйнштейна, а сколько-нибудь детальное изложение последней потребовало бы гораздо большего места.