Главная > Распознавание образов и анализ сцен
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Глава 8. АНАЛИЗ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ЧАСТОТ

8.1. ВВЕДЕНИЕ

В этой главе мы хотим определить операцию двумерного преобразования Фурье и обсудить некоторые ее применения в анализе сцен. Наш интерес к этому преобразованию вызван двумя причинами: оно дает одновременно и хороший аппарат для исследования некоторых теоретических аспектов обработки изображений, и удобные средства для реализации таких операций, как сглаживание, повышение резкости и сравнение с эталоном.

Прежде чем переходить к деталям, мы должны сделать два замечания. Во-первых, мы предполагаем, что читатель хотя бы слегка знаком с одномерным преобразованием Фурье, которое широко используется в теории связи. Во-вторых, читателя, склонного к цифровым методам, мы спешим уверить, что, хотя наше обсуждение будет проводиться полностью на языке аналоговых функций интенсивности, имеются весьма эффективные цифровые методы вычисления результатов преобразования Фурье для дискретного изображения. Вообще говоря, для выполнения этого преобразования имеются как хорошие аналоговые, так и хорошие цифровые методы. Одновременное развитие оптических средств для изображений в аналоговой форме и так называемого быстрого преобразования Фурье для изображений в цифровой форме удваивает наш интерес к обсуждению возможных применений частотных методов в анализе сцен.

Наше обсуждение мы начнем с нескольких фундаментальных определений. Пусть имеется аналоговая функция интенсивности , заданная на бесконечной плоскости. Определим преобразование Фурье , создающее спектр Фурье следующим образом:

Определим также обратное преобразование Фурье переводящее спектр в исходную функцию

Оставим пока в стороне вопросы математического характера о существовании определенных интегралов и посмотрим, в чем заключается смысл этих определений. Можно считать, что формула (2) описывает разложение функции интенсивности в ряд, который представляет собой «обобщенную сумму» экспоненциальных функций комплексного аргумента. Для каждой пары значений пространственных частот и в обобщенной сумме имеется одна экспонента, которая умножается на весовой коэффициент Как же получаются эти весовые коэффициенты? Согласно фундаментальному результату анализа Фурье, называемому обратной теоремой, весовые коэффициенты определяются по формуле (1). Таким образом, спектр Фурьефункции можно считать просто набором весовых коэффициентов ее разложения в ряд, представляющий собой (обобщенную) сумму экспоненциальных функций.

Вернемся на короткое время к вопросу о существовании пары преобразований Фурье (1) и (2). Ответ на этот вопрос может показаться не слишком элегантным по форме. Он заключается в следующей совокупности обычно принимаемых достаточных условий:

1) функция g должна быть абсолютно интегрируемой на всей плоскости изображения;

2) функция g должна иметь конечное число разрывов и конечное число максимумов и минимумов в любой прямоугольной области конечных размеров;

3) функция g не должна иметь бесконечных разрывов.

Хотя вопрос о существовании преобразования Фурье интересен с математической точки зрения, мы в дальнейшем им заниматься не будем, поскольку проблемы, связанные с существованием определенных интегралов, на практике, как правило, никаких трудностей не вызывают.

Нам хотелось бы рассмотреть несколько более детально, какие следствия вытекают из определения пары преобразований Фурье и вчем заключается их смысл. В частности, будет показано, что высокие пространственные частоты соответствуют резким изменениям интенсивности на изображении. Мы видели, что спектр функции интенсивности определяет весовые коэффициенты ее разложения в ряд, составленный из комплексных экспонент; поэтому для понимания смысла преобразования нужно хорошо представлять себе, как выглядит экспоненциальная функция

для заданных значений и . К сожалению, эта функция двух переменных х и у принимает комплексные значения, и ее трудно изобразить графически. Некоторое представление о ее виде можно получить, если пометить на плоскости (X, Y) области, в которых эта функция вещественна и положительна. Эти так называемые области нулевой фазы можно найти, приравняв показатель экспоненты

величине для всех целых п. Это приводит к уравнению

или

Таким образом, как показано на рис. 8.1 , области нулевой фазы представляют собой прямые - параллельные линии.

Рис. 8.1. Геометрическое место точек нулевой фазы. (Из книги Дж. Гудмэна «Введение в фурье-оптику». Авторские права 1968 г. издательства McGraw-Hill, Inc. Воспроизводится с разрешения McGraw-Hill Book Company.)

Наклон каждой прямой равен , а их общая нормаль ориентирована под углом Расстояние L между этими прямыми называется пространственным периодом и определяется формулой

Следовательно, чем выше пространственные частоты, тем теснее расположены линии нулевой фазы. С каждой точкой на плоскости пространственных частот связаны два геометрических параметра: угол ориентации 0 и интервал

Попробуем теперь понять, что означает появление пространственной частоты с большой амплитудой в спектре Фурье некоторого изображения. Пусть, например, у нас есть изображение спектр которого достигает большой величины, скажем, в точке . Поскольку значение велико, слагаемое вносит значительный вклад, в обобщенную сумму экспонент в формуле (2). Легко показать, что, поскольку функция вещественная, справедливо равенство где звездочка обозначает комплексно сопряженную величину. Так как модули комплексно сопряженных величин равны, то величина равна по модулю и поэтому слагаемое

также вносит значительный вклад в сумму экспонент формулы (2). Предположим теперь, что функция мала по модулю всюду, кроме точек . Тогда изображение достаточно хорошо аппроксимируется формулой

поскольку это слагаемое преобладает в сумме экспонент выражения (2). Легко показать, что это слагаемое представляет собой вещественную величину; если изобразить ее графически, она будет выглядеть, как волнистая поверхность синусоидальной формы, гребни которой образуют параллельные линии, подобные изображенным на рис. 8.1. Следовательно, каждая симметричная пара пространственных частот вызывает появление в обобщенной сумме (2) слагаемого, представляющего изображение параллельных полос с изменением интенсивности по синусоидальному закону. Чем больше модуль спектра в точке , тем значительней вклад, вносимый этим слагаемым.

Пусть, например, у нас есть функция интенсивности состоящая из вертикальных темных и светлых полос. Если интенсивность при переходе от темных полос к светлым меняется по синусоидальному закону, спектр Фурье не равен нулю только в двух точках плоскости пространственных частот, причем обе точки лежат на оси . Если перепады интенсивности более резкие, спектр Фурье будет отличен от нуля более чем в двух точках; однако вне оси он по-прежнему равен нулю, так как полосы на изображении вертикальны. Как и в случае одномерного преобразования Фурье, чем резче перепады интенсивности, тем больше будет величина для больших значений

В общем случае края на изображении создают пространственные частоты вдоль линии на плоскости комплексных частот, перпендикулярной краю. Чем резче край, тем дальше от начала координат мы должны уйти по этой линии, чтобы величина весовых коэффициентов

стала незначительной. Таким образом, наш качественный вывод заключается в том, что высокие пространственные частоты соответствуют резким краям, низкие — отсутствию краев (т. е. областям с приблизительно постоянным уровнем полутонов), а ориентация пространственной частоты соответствует ориентации края на изображении.

1
Оглавление
email@scask.ru