§ 4.05. Метод p-траекторий. Структура оптимальной траектории
В книге Лоудена [20] рассмотрено движение ракеты по оптимальной траектории при следующих допущениях:
а) оптимальная траектория — кривая, лежащая в плоскости, проходящей через центр притяжения;
б) поле тяготения ньютоновское;
в) время перелета не фиксировано и подлежит оптимизации;
г) все участки максимальной тяги суть точки соединения.
Предположение а) означает, что базис-вектор
является двумерным. Предположение в) упрощает интегрирование уравнений для базиса-вектора
(см. §§ 4.02, 4.04), так как согласно замечанию из § 3.03 первый интеграл (8.3.25) уравнений для базиса-вектора имеет более простой вид. Предположение г) означает, что максимальная тяга аппроксимируется импульсами.
Если уравнения для базиса-вектора проинтегрированы и, следовательно, известна явная зависимость проекций
базиса-вектора
от времени или от другого параметра (например, от истинной аномалии), то, исключая время, получим уравнение
-траектории, содержащее модуль базиса-вектора. Аналитический вид уравнения
-траектории весьма громоздок даже для участка нулевой тяги [20], а для других участков оптимальной траектории получение уравнения
-траектории встречает непреодолимые трудности, связанные с интегрированием уравнений (8.4.12) — (8.4.18).
Исследование на экстремум модуля базиса-вектора как функции истинной аномалии, выполненное Лоуденом [20], [77], [78] для определения постоянной Р (см. § 3.03), позволяет сделать вывод: если один из участков оптимальной траектории является пассивным и представляет дугу конического сечения и он начался (или закончился) в результате действия импульса, приложенного в апсидальной точке и направленного по касательной к орбите, то тогда и все остальные участки траектории являются пассивными и точки соединения всегда совпадают с их апсидальными точками. В частности, если дуга круговой орбиты является частью оптимальной траектории, то и все остальные пассивные участки оптимальной траектории являются дугами конических сечений с совпадающими осями. Таким образом, оптимальная траектория состоит из пассивных участков (дуг конических сечений), началами и концами которых являются точки соединения.