Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
4. Свойства оптимальных стратегийИногда можно определить цену игры из интуитивных соображений или из непосредственного рассмотрения игры. В таких случаях для отыскания оптимальных стратегий для обойх игроков часто бывает удобно пользоваться следующей теоремой. Теорема 2.8. Пусть Е — математическое ожидание выигрыша в прямоугольной игре с матрицей порядка
Аналогично, для того чтобы элемент Y множества
Доказательство. Если X — оптимальная стратегия для
что и требовалось доказать. С другой стороны, предположим, что X — элемент множества
На основании теоремы 2.7 существует точка
а поскольку по условию v есть цена игры, мы имеем
Из (26) и (28) мы заключаем, что
Заменяя У на У в неравенстве (29), и заменяя X на X* в первой части неравенства (27), получаем
Итак,
Из (27), (29) и (30) мы заключаем, что
так что Следующая теорема позволяет нам сравнительно быстро проверить предположенное решение игры и, кроме того, как мы вскоре увидим, свести задачу отыскания решений к задаче элементарной алгебры. Чтобы упростить формулировку задачи, мы будем писать
вместо
где
вместо
где
и
Заметим также, что
Теорема 2.9. Пусть Е — математическое ожидание выигрыша прямоугольной игры с матрицей порядка
Доказательство. Необходимость условия следует непосредственно из определения седловой точки — при замене X на i и Y на j. С другой стороны, если условие выполняется, то для любого
Аналогично, для любого
Из неравенств (31) и (32), заменяя X на
и
и, следовательно,
Тогда из неравенств (31), (32) и (33) мы получаем
так что Следующая теорема является следствием теоремы 2.8; доказательство ее мы оставляем читателю в качестве упражнения. Теорема 2.10. Пусть Е — математическое ожидание выигрыша прямоугольной игры с матрицей порядка
Аналогично, для того чтобы элемент Y множества
Теорема 2.14. Пусть Е — математическое ожидание выигрыша прямоугольной игры с матрицей порядка
Доказательство. На основании теоремы 2.10 для
где v — цена игры, следовательно,
Но если
то
и, следовательно,
или
Но это противоречит условию, что v есть цена игры. Отсюда мы заключаем, что
Аналогично доказывается, что
Следующая более частная теорема оказывается нередко очень полезной при отыскании решения данной игры. Теорема 2.12. Пусть Е — математическое ожидание выигрыша для прямоугольной игры с матрицей порядка
имеет место равенство
а для любого j такого, что
имеет место равенство
Доказательство. Допустим, что для некоторого h
и
Тогда мы заключаем, что
Поскольку, для
и, следовательно,
мы заключаем, что
и, следовательно,
что противоречит условию, что v есть цена игры. Вторая часть теоремы доказывается аналогично. Доказательство следующей теоремы мы оставляем читателю в качестве упражнения. Теорема 2.13. Пусть Е — математическое ожидание выигрыша прямоугольной игры с матрицей порядка 1) 2) Если X есть любой элемент множества
3) Если i и j суть любые целые числа, такие, что
Покажем теперь на нескольких примерах, как можно применить эти теоремы для вычисления цен и решений данных игр. В изложенном виде эти способы чрезвычайно трудоемки и требуют много времени; позднее мы укажем методы, сокращающие, процесс вычисления. Пример 2.14. Требуется найти цену и оптимальные стратегии обоих игроков для прямоугольной игры, имеющей следующую матрицу:
На основании теоремы 2.9 достаточно найти числа
Обычные способы элементарной алгебры не дают нам возможности решать системы, содержащие неравенства наряду с равенствами. Однако мы знаем из теоремы 2.6, что система имеет решение, и мы можем рассмотреть отдельно
и, очевидно, также
Применяя любой из известных методов элементарной алгебры, мы находим, что эта система уравнений имеет следующее решение:
Поскольку Следующий пример показывает, как можно обойти затруднения, возникающие в том случае, когда уравнения, соответствующие шести уравнениям предыдущего примера, оказываются несовместными или не имеют решений, лежащих в интервале [0, 1]. Пример 2.15. Требуется найти цену и оптимальные стратегии обоих игроков для прямоугольной игры, имеющей матрицу
На основании теоремы 2.9 достаточно найти числа
Рассмотрим сначала случай, когда все шесть неравенств вменены равенствами:
Легко убедиться, что эти уравнения не имеют такого [решения, чтобы все числа
Поскольку Продолжая поступать таким образом, мы рассмотрим, наконец следующий случай:
Из строгого неравенства Итак, нам нужно решить следующую систему уравнений;
Эта система имеет решение
Мы подставляем значения
в первоначальную систему неравенств и находим, что она удовлетворяется. Таким образом, цена игры равна 2, вектор
|
1 |
Оглавление
|