Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 3. Разыскание геометрических местЧасто встречается задача: найти ГМТ, обладающих таким-то свойством. Постановка этой задачи предполагает, что выделена некоторая совокупность "простейших" или "элементарных" фигур. Задача состоит в том, чтобы указать, какая из фигур этой совокупности представляет собой искомое геометрическое место. Таким образом, для решения поставленной задачи необходимо располагать перечнем всех фигур, которые считаются уже известными, простейшими, элементарными. Этот перечень является условным. В условиях элементарной планиметрии естественно отнести к числу элементарных фигур прежде всего следующие фигуры: всю плоскость, точки, прямые, отрезки прямых, лучи, окружности, дуги окружностей. Если какая-либо фигура является пересечением, соединением или разностью двух элементарных фигур, то мы также отнесём её к числу элементарных фигур. Если какая-либо элементарная фигура разбивает плоскость на конечное число частей (областей), то каждую такую часть мы также считаем элементарной фигурой. Этот перечень определяет класс элементарных фигур. К числу таких фигур относится, в частности, любая конечная совокупность точек, всякий многоугольник, круг, круговой сегмент, сектор, полоса между двумя параллельными прямыми, полуплоскость. Точный смысл задачи о нахождении ГМТ, обладающих данным свойством, состоит в том, чтобы указать, какую именно элементарную фигуру представляет собой искомое геометрическое место точек. Остановимся на методике решения этой задачи. Решение задачи на нахождение ГМТ складывается обычно из анализа, доказательства и исследования, подобно тому, как это делается при решении геометрической задачи на построение. Не следует, однако, смешивать нахождение ГМТ с его построением: первое само по себе не предполагает второго; иногда найденное ГМТ и не может быть построено с данным набором инструментов. Цель анализа — прийти к некоторой гипотезе относительно того, чем является искомое ГМТ. Анализ обычно начинают с того, что на чертеже изображают данную фигуру и рассматривают какую-либо точку, принадлежащую по предположению искомому ГМТ. Устанавливают некоторые связи этой точки с данными элементами, вытекающие из определения ГМТ и помогающие определить его форму и положение. Иногда анализу способствует рассмотрение какого-либо частного случая или же непосредственное построение нескольких точек, принадлежащих искомому геометрическому месту. В результате анализа мы приходим лишь к предположительному решению задачи, которое требует ещё обоснования, т. е. доказательства. В ходе доказательства устанавливается справедливость двух взаимно обратных предложений: 1) что всякая точка найденной (в анализе) фигуры обладает характеристическим свойством точек искомого ГМТ и 2) что каждая точка, обладающая указанным характеристическим свойством, принадлежит найденной при анализе фигуре. Полезно иметь в виду, что доказательство предложения 2) может быть заменено доказательством следующего предложения 2): если какая-либо точка не принадлежит найденной фигуре, то она не обладает указанным характеристическим свойством. Заметим, что одно из этих предложений часто устанавливается уже в ходе анализа. Исследование заключается в рассмотрении различных случаев, которые могут представиться при решении задачи в зависимости от того или иного выбора данных. Поясним сказанное примерами. Пример 1. Найти ГМТ, из которых данный отрезок виден под данным углом. Анализ. Пусть Если Проведём окружность через три точки
Рис. 38. Кроме того, очевидно, все точки (кроме Доказательство. Чтобы доказать, что фигура Итак, ГМТ, из которых данный отрезок виден под данным углом, представляет собой соединение двух дуг окружностей, проходящих через концы данного отрезка и расположенных симметрично по отношению к этому отрезку. Точки Исследование. Если угол а прямой, то фигура Построение фигуры Пример 2. Найти геометрическое место середин хорд, отсекаемых данной окружностью на прямых, проходящих через данную точку. Пусть Пусть Соединим точки Значит, точка
Рис. 39. Кроме того, точка Для доказательства верности нашего предположения нужно показать, во-первых, что середина каждой из рассматриваемых хорд принадлежит указанной фигуре, во-вторых, что каждая точка окружности. Обозначим эти точки через 5 и Перейдём к исследованию. Если точка А вне окружности о), то рассматриваемое геометрическое место — дуга окружности, имеющая концы на данной окружности и расположенная внутри данной окружности. Если же А внутри или на данной окружности, но не совпадает с её центром, то искомое ГМТ - окружность с диаметром Пример 3. Найти ГМТ, для которых разность квадратов расстояний от двух данных точек есть величина постоянная. Пусть Найдём сначала точки прямой
По условию
т. е.
Рис. 40. Таким образом, на прямой Положение этой точки определяется формулой Попытаемся найти другие точки, принадлежащие искомому ГМТ. Замечаем, что всякая точка
Для доказательства справедливости высказанного предположения необходимо установить: 1) что всякая точка Проведём через точку Так как точка Пример 4. Дан квадрат Для каждой точки, лежащей внутри квадрата Отсюда следует: 1) если Остаётся рассмотреть случай Для точки положение имеет место в пределах полосы, образуемой прямыми Остаётся найти точки искомого геометрического места, расположенные внутри углов
так что сумма расстояний точки
Рис. 41.
Рис. 42. Таким образом, внутри угла Интересные примеры ГМТ связаны с рассмотрением траекторий движущихся точек. Пример 5. Равнобедренный прямоугольный треугольник Пусть В том положении треугольника
Рис. 43.
Рис. 44. Пусть теперь треугольник Опустим из Нетрудно показать, что
так что
И с другой стороны: при любом положении треугольника Итак, доказано, что при любом положении треугольника Обратно: если Таким образом, отрезок Интересно заметить, что при перемещении точки А из положения С в положение О точка
|
1 |
Оглавление
|