Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 5. Построения с недоступными точкамиОбщая теория геометрических построений с помощью Циркуля и линейки развивается обычно в предположении, что любые две точки плоскости можно соединить прямой, что можно провести окружность, центр которой находится в любой точке и радиус которой имеет любые размеры, Что может быть построена и в дальнейшем использована точка, в которой пересекаются две построенные линии. В практических условиях эти предположения могут и не выполняться. В частности, этому могут препятствовать размеры чертежа, в силу чего некоторые элементы данных или искомых фигур могут оказаться за его пределами, как это в действительности нередко случается в чертёжной практике. При измерениях и построениях на местности не во всякую точку можно поместить геодезический инструмент и не всякий прямолинейный путь доступен для прохождения. В связи с этим обстоятельством возникла и развилась математическая теория геометрических построений с недоступными элементами. Простейшие задачи на построения с недоступными элементами рассматривал ещё Ламберт в книге "Свободная перспектива" (1774). Появление недоступных элементов существенно изменяет ход геометрических построений и обычно усложняет их. Однако можно доказать элементарными методами, что появление на плоскости нескольких недоступных точек не может перевести геометрическую задачу на построение циркулем и линейкой из класса разрешимых в класс неразрешимых. Основы такого доказательства изложены в [3]. Мы не ставим себе задачу дать полный очерк теории геометрических построений с недоступными элементами. Такая теория могла бы быть развита наиболее естественным образом на базе основных теорем проективной геометрии (свойства полного четырёхвершинника, теорема Дезарга, теорема Паппа — Паскаля, свойства поляр и др.). Ограничимся некоторыми разъяснениями и примерами. Будем называть точку недоступной, если к ней нельзя применить аксиомы конструктивной геометрии, в частности аксиомы линейки или циркуля. Фигура считается недоступной, если все её точки недоступны. Недоступная точка считается известной, если построены отрезки двух прямых, пересекающихся в этой точке. На рисунке 234 точка Рассмотрим некоторые элементарные геометрические задачи на построение с недоступными точками. Задача 1. Через данную точку данные прямые
Рис. 234.
Рис. 235. Тогда прямая Задача 2. Разделить в данном отношении Проведём какой-либо луч
Рис. 236. Построение это можно провести и в том случае, когда оба конца данного отрезка Задача 3. Даны три точки тип, чтобы отношение Пусть С — произвольная точка на прямой с, проходящей через недоступную точку С (рис. 237). Проводим
Рис. 237.
Рис. 238. Задача Построим прямую Пусть
Рис. 239. К этой задаче легко сводится задача о проведении через данную точку перпендикуляра к прямой, проходящей через две известные недоступные точки. Задача 5. Разделить пополам угол Пусть прямой а. Из точки Задача 6. На данной прямой а отложить от известной недоступной её Пусть
Рис. 240. Строим прямую Комбинируя рассмотренные примеры, можно решить большое количество задач на построение с недоступными элементами. В качестве общего приёма решения задач на построение с недоступными точками можно пользоваться геометрическими преобразованиями. Если данное преобразование не переводит данную недоступную точку в себя, то её образ вообще говоря, доступен. Поэтому после преобразования задача решается обычными методами. После того как получено соответствующее решение, остаётся применить обратное преобразование, чтобы получить решение для первоначального расположения фигуры. Пример 1. Применим метод симметрии. Пусть Строим прямые
Рис. 241.
Рис. 242. Иногда надобность в обратном преобразовании отпадает, как это видно из следующего примера. Пример 2. Через данную недоступную точку Произведём параллельный перенос данной фигуры на некоторый вектор V, коллинеарный прямой Так как в чертёжной практике всегда приходится иметь дело не со всей плоскостью, а лишь с ограниченной её областью (чертёжный лист), то здесь нередко возникают задачи о "построениях на ограниченном куске плоскости", когда всю остальную часть плоскости приходится рассматривать как недоступную. В этих случаях особенно полезным оказывается преобразование гомотетии, так как оно позволяет "сжать" весь чертёж в произвольном отношении. При соответствующем выборе центра и коэффициента гомотетии можно добиться, чтобы после такого преобразования все, как угодно далёкие, недоступные точки плоскости преобразовались в точки, расположенные в пределах данного куска плоскости.
|
1 |
Оглавление
|