Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
§ 6. О геометрических построениях с другими средствамиВ чертежной практике для построений широко пользуются угольником, двусторонней линейкой и другими инструментами. Было бы неправильно поэтому рассматривать эти инструменты как не заслуживающие теоретического изучения и считать сочетание циркуля с линейкой единственным теоретически допустимым набором инструментов для геометрических построений. В настоящее время правильнее всего смотреть на построения с циркулем и линейкой лишь как на один из возможных примеров теории геометрических построений с наперёд заданными средствами, причём этот пример наиболее традиционен. Поэтому нам представляется крайне желательным, чтобы в практике школьного преподавания, наряду с систематическим изучением построений с помощью циркуля и линейки, были затронуты также вопросы о построениях с различными другими инструментами. Учащиеся относятся к вопросам этого рода с живым интересом, и эти вопросы способствуют развитию геометрической инициативы и изобретательности учащихся. В гл. I, § 4 было показано, как разделить данный отрезок пополам, пользуясь прямым углом или двусторонней линейкой. Приведём здесь еще некоторые примеры. Пример 1. Разделить данный угол пополам, пользуясь только линейкой с параллельными краями. Решение (рис. 243). Приложить линейку одним краем к одной из сторон угла, а по другому краю провести прямую. Повторить эту операцию для второй стороны угла. Точка пересечения проведённых прямых расположена на биссектрисе данного угла, так что остаётся соединить её с вершиной. Пример 2. Определить центр начерненной окружности, Пользуясь только прямым углом. Ход решения виден из рисунка 244. Угол два раза помещают вершиной на окружности и отмечают точки пересечения сторон угла с окружностью. Соединяя эти точки попарно, получим два диаметра окружности.
Рис. 243.
Рис. 244. Пример 3. Через данную точку провести прямую, параллельную данной прямой, пользуясь только данным углом. Пусть (рис. 245) а — данная прямая, А — данная точка. Расположим данный угол так, чтобы одна из его сторон совпадала с прямой а, а другая проходила через точку А.
Рис. 245. Проведём прямую I по второй стороне угла. Передвинем угол вдоль прямой I настолько, чтобы его вершина попала в точку А. После этого достаточно провести по стороне угла, Пример 4. Через данную точку А провести прямую, параллельную данной прямой а, пользуясь только двусторонней линейкой Выберем на прямой а произвольную точку В (рис. 246). Построим прямую
Рис. 246.
Рис. 247. Пример 5. Удвоить данный отрезок Обратимся к построениям а), б) и в) аксиомы Проведём через данную точку А (рис. 247) произвольную прямую а, а через точку В прямую убедиться, если построить прямоугольный треугольник Пример 6. На данной прямой а отложить от данной точки О отрезок, равный данному отрезку Решение, приведённое в примере 3, позволяет построить параллелограмм
Рис. 248. Пусть X — такая точка прямой а, из которой отрезок Для систематического изучения различных инструментов геометрических построений необходимо прежде всего установить точный список основных построений, выполняемых тем или иным инструментом, как это было сделано нами для некоторых инструментов в § 2, гл. Таким путём было установлено, что всякая геометрическая задача на построение конечного числа точек, которая может быть решена циркулем и линейкой, может быть решена также исключительно с помощью двусторонней линейки или исключительно с помощью данного угла (см. об этом, например, II]). Из большего круга вопросов этого рода Мы остановимйй здесь подробнее на одном вопросе, близком к школьному курсу геометрии и почти не освещенном в литературе, — на построениях с циркулем и линейкой ограниченных размеров. Допустим, что размах циркуля не превышает некоторого определённого отрезка Докажем, что всякая геометрическая задача на построение конечного числа точек, разрешимая циркулем и линейкой, может быть решена циркулем и линейкой ограниченных размеров. Для этого приведём прежде всего список основных построений, которые выполняются циркулем и линейкой ограниченных размеров. Построения эти следующие. 1. Построить отрезок, соединяющий две построенные точки 2. Построенный прямолинейный отрезок (Точный смысл построения 2 состоит в следующем: если построен отрезок 3. Построить окружность, центр которой находится в построенной точке и радиус которой равен построенному отрезку 4. Построить общие точки двух построенных линий (если такие точки существуют). 5. Построить произвольное конечное число точек, принадлежащих построенной фигуре. 6. Построить точку, заведомо не принадлежащую некоторой построенной фигуре. Решим теперь некоторые вспомогательные задачи посредством циркуля и линейки ограниченных размеров. Ради определённости будем предполагать в дальнейшем, что Задача 1. На построенном прямолинейном отрезке Если отрезок последовательно до тех пор, пока оставшаяся часть отрезка Задача 2. Построить середину построенного отрезка Если В противном случае можно отложить на отрезке
Рис. 249.
Рис. 250. Задача 3. Через построенную точку Построим окружность Согласно основному построению 1, две точки Пусть Отложим на отрезке с отрезок
Рис. 251. После того как мы установили, что любые две точки могут быть соединены отрезком, можно уже не принимать во внимание ограничений в размерах линейки. При этом справедливость доказываемого предложения непосредственно следует из теоремы Штейнера (§ 4 этой главы), так как мы всегда имеем возможность избрать на плоскости какую-либо точку и построить окружность с центром в этой точке и любым заданным радиусом, меньшим Пример 1. Из данной точки Обычный приём может быть использован лишь при условии, что расстояние точки всегда можно решить следующим образом. Провести через точку Пример 2. Построить прямоугольный треугольник по гипотенузе с и катету с, считая, что а Делим отрезок с на Делим на столько же частей отрезок а, и пусть
Рис. 252. Строим вспомогательный прямоугольный треугольник Мы уже видели, что задачи, решение которых сводится к построению корней уравнения 3-й степени, непроводимого над полем рациональных чисел, не могут быть решены циркулем и линейкой (гл. VII, § 3). Они не могут быть решены также с помощью двусторонней линейки или угольника. Установлено, что все такие задачи можно решить, если пользоваться линейкой с двумя пометками или двумя прямыми углами (примеры такого рода решений были приведены нами в гл. VII). Наличие на плоскости каких-либо начерченных фигур часто расширяет конструктивные возможности того или иного инструмента. Наиболее яркий пример этого рода представляют построения с линейкой при наличии начерченной окружности (построения Штейнера). В древности Никомед использовал конхоиду для трисекции угла, Диоклес указал способ удвоения куба с привлечением циссоиды. Декартом (1596—1650) было обнаружено, что всякая задача третьей или четвёртой степени может быть решена циркулем и линейкой при наличии начерченной параболы. Ньютон (1643—1727) пришёл к такому же выводу относительно эллипса или гиперболы (полное доказательство этого предложения было дано в середине XIX в.). Вопрос о построениях при наличии начерченных фигур освещён в книгах [1], [33], [35]. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ1. Какие основные построения можно выполнить посредством циркуля и линейки? 2. Как читается теорема Мора — Маскерони? Когда она была доказана? 3. Какова основная идея доказательства теоремы Мора — Маскерони? 4. Какой общий приём существует для решения задач на построение с помощью только циркуля? 5. Как читается теорема Штейнера? Когда была доказана эта теорема? 6. Какова основная идея доказательства теоремы Штейнера? 7. Какая точка называется в конструктивной геометрии недоступной? 8. Каким образом можно задать недоступную точку? 9. Какие инструменты могут полностью заменить циркуль и линейку при построении фигур, состоящих из конечного числа точек? (Привести примеры.) 10. Каковы основные построения, производимые линейкой с параллельными краями? прямым углом? циркулем и линейкой ограниченных размеров? ЗАДАЧИ(см. скан) (см. скан) ЛИТЕРАТУРА(см. скан) (см. скан)
|
1 |
Оглавление
|