Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава 15. РАДИАЛЬНЫЕ ПОДШИПНИКИ СКОЛЬЖЕНИЯ15.1. Общие сведенияОпора или направляющая, трение вала в которой происходит при скольжении и определяющая положение вала по отношению к другой части механизма, называется подшипником скольжения. Критерии расчетов подшипников скольжения определяются характером внешнего трения в подшипнике в зависимости от наличия смазочного материала. Различают трение без смазывания, граничное и жидкостное трение. При трении без смазывания на трущихся поверхностях отсутствует смазочный материал; при граничном — имеется тонкий (порядка 10-4 мм) слой смазочного материала с особыми свойствами. Действие такого смазочного материала называется граничной смазкой. Под жидкостным трением понимается явление сопротивления относительному перемещению, возникающее между двумя телами, разделенными смазочным материалом, в котором проявляются его объемные свойства. Соответствующее действие смазочного материала при этом называется жидкостной смазкой. Общей количественной характеристикой внешнего трения является коэффициент трения диальная нагрузка на подшипник, Н;
Рис. 15.1. Диаграмма Герси-Штрибека Вследствие этого область трения на участке 1-2 с полужидкостной смазкой неустойчива. Коэффициент трения здесь колеблется в широких пределах при незначительных изменениях Любое изменение режима трения на участке 2—3 приводит к изменению коэффициента трения и, как следствие, температуры подшипникового узла. Если при увеличении X температура увеличилась, вязкость масла падает, за счет чего уменьшается и X. Если X уменьшилась, уменьшается коэффициент трения и тепловыделение в подшипнике, что приведет к увеличению вязкости, за счет которой возрастет до прежнего значения и характеристика X. Для того чтобы процесс восстановления равновесия при жидкостном трении в подшипнике происходил во всем диапазоне возможных колебаний режима, необходимо рассчитать его с достаточным коэффициентом запаса. Характеристика X может служить только для ориентировочной оценки работы подшипника при жидкостном трении. Достаточно точный расчет при этом режиме основан на гидродинамической теории смазки, устанавливающей взаимосвязь ряда параметров: размеров подшипника, зазора в нем, свойств смазочного материала, нагрузки, скорости скольжения, а также способов теплоотвода и др. Для подшипников, работающих при граничной или полужидкостной смазке, производят упрощенные расчеты по двум критериям: среднему давлению Условная граница, отделяющая режим жидкостного трения от трения с полужидкостной смазкой, определяется с помощью критических значений безразмерных чисел Зоммерфельда
Применяемые для смазывания подшипников скольжения смазочные материалы должны уменьшать трение, изнашивание рабочих поверхностей, создавать на них прочный адсорбированный слой, способствовать отводу теплоты из зоны трения. Такими свойствами обладают сорта жидких смазочных материалов — минеральные масла с различными присадками, улучшающими их эксплуатационные свойства. Способ их очистки, назначение и некоторые другие данные, в частности вязкость, указываются в маркировке. Приводим некоторые буквенные обозначения минеральных масел [3]: 1) по свойствам: 2) по способу очистки: А — адсорбционной очистки; В—выщелоченное (обработанное только раствором щелочи); Г — гидро-очищенное; К — кислотной очистки; С — очищенное с применением селективных растворителей; П — с присадками; 3) по назначению: Примеры маркировки минеральных масел: Основной расчетной характеристикой масел является динамическая вязкость, характеризующая силы сдвига между слоями жидкости. Единица динамической вязкости в Кинематической вязкостью определяются силы сопротивления при скольжении слоев жидкости под действием собственной силы тяжести. Единица кинематической вязкости в Для определения динамической вязкости масла в зависимости от температуры
где определяемый по следующим данным: при В подшипниках с большой удельной нагрузкой Значения кинематической вязкости некоторых масел при температуре
|
1 |
Оглавление
|