15.5. Тепловой расчет подшипника
 
Для составления теплового баланса подшипника необходимо знать, сколько масла протекает через подшипник в единицу времени, т. е. его расход. Расход масла необходимо знать и для расчета смазочной системы. 
Полный расход масла определяется истечением его через торцы в нагруженной и ненагруженной зонах и через канавки для смазывания. 
 
Рис. 15.3. Смазочные канавки в подшипнике 
Расход масла через торцы подшипника в секунду 
 
где  — безразмерный коэффициент:
 — безразмерный коэффициент: 
 
 — коэффициент расхода масла через торцы нагруженной зоны, определяемый по табл. 15.12;
 — коэффициент расхода масла через торцы нагруженной зоны, определяемый по табл. 15.12;  - коэффициент расхода масла через торцы ненагруженной зоны;
 - коэффициент расхода масла через торцы ненагруженной зоны;  — коэффициент, учитывающий истечение масла через канавки для смазывания.
 — коэффициент, учитывающий истечение масла через канавки для смазывания. 
При двух канавках в плоскости разъема подшипника (рис. 15.3) 
 
где  — давление при принудительной подаче масла в подшипник;
 — давление при принудительной подаче масла в подшипник;  — среднее давление:
 — среднее давление:  — безразмерный коэффициент, определяемый по табл. 15.13.
 — безразмерный коэффициент, определяемый по табл. 15.13. 
Коэффициент  определяется по формуле
 определяется по формуле 
 
где  — безразмерный коэффициент, определяемый по табл. 15.13. Размеры
 — безразмерный коэффициент, определяемый по табл. 15.13. Размеры  рекомендуется определять по формулам:
 рекомендуется определять по формулам: 
 
 
Теплота, переносимая маслом  
 
 
 
где с — объемная теплоемкость масла,  — расход
 — расход 
 
масла,  температура масла на входе и выходе из подшипника.
 температура масла на входе и выходе из подшипника. 
Теплота, отводимая корпусом подшипника во внешнюю среду  
 
 
где  — коэффициент теплопередачи,
 — коэффициент теплопередачи,  ; А — площадь поверхности подшипника, обдуваемой воздухом,
; А — площадь поверхности подшипника, обдуваемой воздухом,  — средняя температура масла в нагруженной зоне;
 — средняя температура масла в нагруженной зоне;  — температура окружающего воздуха.
 — температура окружающего воздуха. 
Средние значения  лежат в пределах
 лежат в пределах  
 
При обдуве подшипника воздухом  где
 где  — скорость воздуха,
 — скорость воздуха,  
 
Уравнение теплового баланса при установившемся режиме работы подшипника 
 
 
Р — рассчитывается по формуле (15.6). 
Поскольку температура масла в нагруженной зоне подшипника заранее неизвестна, то, задаваясь значениями средней температуры масла, можно вести гидродинамический расчет подшипника методом последовательных приближений. Температура масла, при которой удовлетворяется условие (15.5), является искомой, и для этой температуры нужно проверять условие (15.13). 
Точно так же методом последовательных приближений приходится решать задачи по определению оптимальных значений или вязкости масла  на основе условия (15.13).
 на основе условия (15.13).