8.2. Геометрический, кинематический и силовой расчеты цепных передач
Длина цепи
и межосевое расстояние а цепной передачи могут быть определены по аналогии с ременными передачами. С увеличением этих параметров долговечность цепи повышается. Введя безразмерные величины
— расстояние между центрами звездочек (в шагах) и
— длина замкнутой цепи (в шагах), получим (см. рис. 8.1):
Углы
определяются по зависимостям:
Нормальные условия работы передачи обеспечиваются при
где
— шаг цепи. Рекомендуемое значение атах
Минимально допустимое значение
при 215 в зависимости от передаточного числа и и числа зубьев
меньшей звездочки
при
при
Значений
следует избегать.
Для провисания ведомой ветви
следует уменьшить на
Уточненное значение
должно быть целым числом. Рекомендуется монтажное межосевое расстояние
а.
В цепной передаче движение цепи определяется движением вошедшего в зацепление с ведущей звездочкой шарнира, примыкающего к ведущей ветви цепи. В пределах поворота звездочки на один угловой шаг скорость шарнира будет постоянно изменяться по определенному закону, и следующее звено цепи, вступившее в зацепление со звездочкой, будет снова определять движение цепи по тому же закону и т. д. Эта кинематическая неравномерность движения цепи и ведомой звездочки обусловлена геометрическими особенностями зацепления цепи со звездочкой, которую можно представить как многоугольник с числом вершин, равным числу зубьев звездочки. Вследствие этого передаточное число в пределах одного оборота звездочки будет переменным и, кроме того,
появляются динамические нагрузки в передаче. Эти явления усугубляются с увеличением шага цепи и уменьшением числа зубьев звездочки.
Средняя расчетная скорость цепи при числе зубьев звездочек
Среднее передаточное число при частоте вращения валов
С целью уменьшения динамических нагрузок, зависящих от скорости цепи, частота вращения ведущей звездочки ограничивается.
При определении натяжений цепь рассматривается как гибкая упругая нить, натяжение которой обусловлено рабочими нагрузками и провисанием ветвей передачи. Силы, обусловленные влиянием внутренних динамических воздействий, не учитываются, за исключением центробежных сил.
Натяжение
от центробежных сил
где
масса
цепи (см. табл. 8.1 и 8.2).
Центробежные силы не оказывают воздействия на зубья звездочек и не влияют на зацепление цепи со звездочкой. При скоростях
центробежные силы создают ощутимую дополнительную нагрузку на цепь, ускоряя изнашивание шарниров.
Натяжение
от провисания (от силы тяжести) ведомой ветви
где
— угол наклона передачи к горизонту.
Полное натяжение ведомой ветви (начальным натяжением пренебрегаем)
Полное натяжение ведущей ветви
где
— полезная (окружная) сила:
— вращающий момент на ведущем валу;
— диаметр делительной окружности ведущей звездочки. При
силой
можно пренебречь.
Нагрузка на вал цепной передачи
.
КПД цепной передачи при хорошем смазывании
при периодическом смазывании —