15.2. Упрощенный расчет подшипников скольжения
 
Расчет основан на удовлетворении условий: 
 
где  — скорость скольжения,
 — скорость скольжения,  — частота вращения вала,
 — частота вращения вала,  
 
Первое условие отражает требования к износостойкости подшипника. 
Произведением  в какой-то мере оценивается тепловая напряженность подшипникового узла, и поэтому второе условие может служить критерием расчета на ограничение нагрева трущихся поверхностей. Величины
 в какой-то мере оценивается тепловая напряженность подшипникового узла, и поэтому второе условие может служить критерием расчета на ограничение нагрева трущихся поверхностей. Величины  лишь приближенно характеризуют напряженность работы подшипника, поскольку они не отражают влияния ряда важнейших факторов на работоспособность узла: первоначального зазора и чистоты поверхностей, вязкости смазочного материала, степени изношенности подшипника и др.
 лишь приближенно характеризуют напряженность работы подшипника, поскольку они не отражают влияния ряда важнейших факторов на работоспособность узла: первоначального зазора и чистоты поверхностей, вязкости смазочного материала, степени изношенности подшипника и др. 
Приводимые в различных источниках значения  представляют собой средние статистические данные, относящиеся к определенным конструкциям.
 представляют собой средние статистические данные, относящиеся к определенным конструкциям. 
В табл.  приведены значения
 приведены значения  для подшипников из различных материалов.
 для подшипников из различных материалов. 
Момент сил трения в подшипнике 
 
Тепловыделение в подшипнике 
 
Значения  и
 и  в эту формулу следует подставлять с учетом режима работы подшипника в соответствии с рис. 15.1 и табличными данными. Так, для режима граничного трения
 в эту формулу следует подставлять с учетом режима работы подшипника в соответствии с рис. 15.1 и табличными данными. Так, для режима граничного трения  выбирается из табл. 15.9, при этом скорость скольжения соответствует точке 1 на кривой (см. рис. 15.1).
 выбирается из табл. 15.9, при этом скорость скольжения соответствует точке 1 на кривой (см. рис. 15.1). 
Скорость  при которой начинается переход от граничного трения к полужидкостному, определяется из формулы Фогельполя:
 при которой начинается переход от граничного трения к полужидкостному, определяется из формулы Фогельполя: 
 
где с — постоянный коэффициент, назначаемый по следующим рекомендациям: для серого чугуна  антифрикционного —
 антифрикционного —  бронзы —
 бронзы —  баббита —
 баббита —  (большие значения — для
 (большие значения — для