15.4. Сопротивление слоя масла вращению шипа
 
В силу вязкости смазывающая жидкость оказывает сопротивление вращению шипа и обусловливает трение в подшипнике. Считая, что весь зазор в подшипнике полностью заполнен маслом, удельное сопротивление вращению шипа в подшипнике определяют по закону Ньютона для вязкой несжимаемой жидкости: 
 
и далее находят полную силу трения на поверхности подшипника: 
 
Из этого выражения путем использования тех же допущений, которые были приняты при определении гидродинамической силы подшипника, получают формулу для определения силы сопротивления в подшипнике: 
 
где  — характеристика трения, представляющая собой безразмерную функцию положения шипа в подшипнике, границ несущего слоя и отношения
 — характеристика трения, представляющая собой безразмерную функцию положения шипа в подшипнике, границ несущего слоя и отношения  
 
Коэффициент трения в подшипнике определяется следующим образом: 
 
или с учетом выражений для  
 
 
В табл. 15.11 приводятся значения отношений  Тепловыделение в подшипнике
 Тепловыделение в подшипнике  
 
