15.4. Сопротивление слоя масла вращению шипа
В силу вязкости смазывающая жидкость оказывает сопротивление вращению шипа и обусловливает трение в подшипнике. Считая, что весь зазор в подшипнике полностью заполнен маслом, удельное сопротивление вращению шипа в подшипнике определяют по закону Ньютона для вязкой несжимаемой жидкости:
и далее находят полную силу трения на поверхности подшипника:
Из этого выражения путем использования тех же допущений, которые были приняты при определении гидродинамической силы подшипника, получают формулу для определения силы сопротивления в подшипнике:
где
— характеристика трения, представляющая собой безразмерную функцию положения шипа в подшипнике, границ несущего слоя и отношения
Коэффициент трения в подшипнике определяется следующим образом:
или с учетом выражений для
В табл. 15.11 приводятся значения отношений
Тепловыделение в подшипнике