Главная > Расчеты деталей машин: Справ. пособие
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

4.3. Соединения с натягом

В соединениях с натягом (рис. 4.10) нагрузки передаются за счет трения между двумя деталями, возникающего после их сборки с упругопластическим деформированием сопряженных поверхностей при необходимой разнице посадочных размеров. Сборка осуществляется механической запрессовкой либо с помощью нагрева охватывающей или охлаждения охватываемой детали. Сопрягаемые поверхности обычно цилиндрические типа вал — втулка,

реже — конические (они образуют разъемное соединение). Характерные посадки в соединениях с натягом: допусков см. по табл. 14.5 и 14.6).

Рекомендуемые стандартами посадки с натягом могут быть разделены на три группы. Тяжелые и особо тяжелые посадки имеют большой натяг с большим разбросом. Эти посадки рекомендуется проверять опытным путем, а не расчетом.

Рис. 4.10. Соединение с натягом: 1 — охватываемая деталь; 2 — охватывающая деталь

Средние посадки применяют для запрессовки втулок в шкивы и зубчатые колеса, для закрепления зубчатых колес на валах коробок скоростей, для установки бронзовых венцов червячных колес и т. п. Эти посадки могут передавать значительные нагрузки без дополнительного крепления. Легкие посадки характеризуются минимальным гарантированным натягом и применяются в соединениях тонкостенных деталей при передаче небольших нагрузок.

Соединения с натягом занимают промежуточное положение между разъемными и неразъемными соединениями. При определенных условиях (например, при малых натягах, характерных для посадок подшипников качения, при сборке со смазыванием маслом, подаваемым под большим давлением в зону контакта, и т. п.) повреждения сопряженных поверхностей незначительны либо вовсе не наблюдаются даже при многократных сборках и разборках. В этих случаях соединение может считаться разъемным.

Цилиндрическое соединение с натягом рассчитывают на несущую способность и на прочность его элементов.

Расчет несущей способности соединения выполняют по минимальному вероятностному натягу который обеспечивает данная посадка [10]:

где — средний натяг: - соответственно

максимальный и минимальный натяги; квантиль нормального распределения натяга соответствующий требуемому уровню вероятности его появления; средне-квадратичное отклонение натяга; — допуск диаметра отверстия; — допуск диаметра вала (здесь исходим из того, что для нормального распределения допусков отверстия и вала их среднеквадратичные отклонения Значения определяются в зависимости от вероятности Р обеспечения условий

Соответственно при значения . Расчет обычно ведут при .

Действительный расчетный натяг будет несколько меньше, так как при запрессовке неровности сопряженных поверхностей сминаются:

где средняя высота микронеровностей профилей этих поверхностей, измеренная по 10 точкам.

При расчетном натяге давление на сопряженных поверхностях определяется из формулы Лямэ (см. рис. 4.10):

где — посадочный диаметр;

— соответственно модули упругости и коэффициенты Пуассона материалов охватываемой и охватывающей деталей.

При этом давлении можно определить для различных случаев нагружения расчетные передаваемые нагрузки: при действии только осевой нагрузки

при действии только вращающего момента

при совместном действии и Т должно быть соблюдено условие

При действии изгибающего момента М в осевой плоскости соединения происходит перераспределение давлений (эпюра давлений обозначена штриховыми линиями на рис. 4.10). При этом в целях недопущения зазора на кромках соединения исходя из чего получена формула

В этих формулах средние значения коэффициентов трения для стальных и чугунных деталей: при сборке прессованием; при сборке температурным деформированием и — при сборке гидропрессованием. Для пары чугун — бронза для пары сталь — алюминиевый сплав

Приведенные формулы можно применять и для решения обратной задачи: при заданных нагрузках и размерах определить требуемый натяг в соединении.

При расчете прочности деталей соединения исходят из максимального натяга

по которому расчетный натяг

а давление определяют по вышеприведенной формуле Лямэ.

Для охватывающей детали касательные и радиальные напряжения у внутренней поверхности (см. рис. 4.10)

По теории наибольших касательных напряжений

Условие прочности: или

В охватываемой детали наибольшие напряжения на ее внутренней поверхности

или

Увеличение диаметра после сборки упругим деформированием

Увеличение диаметра

Необходимая разность температур элементов соединения, собираемых с нагревом охватывающей или охлаждением охватываемой детали,

где — наибольший натяг в соединении; — зазор, необходимый

для сборки соединения, равный минимальному зазору в посадке а — температурный коэффициент линейного расширения детали: для стали для чугуна для алюминиевых сплавов для латуни и бронзы

1
Оглавление
email@scask.ru