Глава 7. РЕМЕННЫЕ ПЕРЕДАЧИ
7.1. Общие сведения
В зависимости от вида ремня различают передачи: плоскоременную (рис. 7.1, а), клиноременную (рис. 7.1, б), круглоременную (рис. 7.1, в), поликлиновым ремнем (рис. 7.1, г) и зубчатым (рис. 7.1, д). Последние, работающие по принципу зацепления, отнесены к ременным передачам условно.
Рис. 7.1. Схема ременной передачи
Применение плоскоременных передач в настоящее время сократилось (исключение составляют передачи с пленочными синтетическими ремнями) из-за их худших эксплуатационных свойств в сравнении с другими видами ременных передач. Их расчет приведен в [15], [16] и в ГОСТ 23821-79. Круглоременные передачи используют в основном в механизмах приборов и бытовых машин.
В клиноременных передачах применяют сплошные бесконечные прорезиненные ремни трапецеидального сечения (рис. 7.2). Тяговым элементом служит корд из специальной синтетической ткани или шнура. Для двигателей автомобилей, тракторов и механизмов сельскохозяйственных машин применяют клиновые ремни узкого сечения по ГОСТ 5813-76 и ГОСТ 10286-75.
Диапазон рекомендуемых скоростей для клиновых ремней передаточные числа — до Передаточное число и определяют по формуле (см. рис. 7.1)
где — частота вращения соответственно ведущего и ведомого валов передачи, — относительное скольжение в передаче: Угол обхвата (см. рис. 7.1) ремнем шкива определяют по формуле
Рис. 7.2. Сечение клинового ремня
Полклиновые ремни предназначены для замены отдельных клиновых ремней или их комплектов с целью уменьшения габаритов. При передаче одинаковой мощности ширина поликлинового ремня может быть примерно в два раза меньше, чем у комплекта клиновых ремней.
Поликлиновые ремни (рис. 7.3) состоят из плоской и профильной частей. В плоской части размещено несколько слоев прорезиненной ткани и ряд кордшнура из синтетических волокон.
Рис. 7.3. Сечение поликлинового ремня
Профильная часть, образуемая продольными клиньями, состоит из резины. Обе части завулканизированы в одно целое.
В зубчато-ременной передаче (ЗРП) нагрузка передается за счет зацепления зубьев ремня и шкивов. По несущей способности ЗРП занимает промежуточное положение между ременными и цепными, обеспечивая передачу мощности до 200 кВт (уникальные передачи — до 800 кВт). Наибольшая скорость — до 50 м/с, в отдельных случаях — до 80 м/с.
К достоинствам ЗРП по сравнению с другими передачами следует отнести отсутствие скольжения, пониженный уровень шума по сравнению с цепной или зубчатой при работе на обычных скоростях, меньшие габариты по сравнению с ременной и меньшее давление на опоры ввиду меньшего предварительного натяжения ремня, возможность передачи нагрузки при высоких скоростях, когда другие ременные передачи теряют несущую способность из-за скольжения.
Недостатки меньшая несущая способность по сравнению с цепными или зубчатыми передачами; повышенный уровень шума по сравнению с другими ременными передачами при повышенной
Рис. 7.4. Зубчатый ремень: — шаг зубьев ремня; — высота зуба; Н — толщина ремня; В — ширина ремня; — угол профиля зубьев; — расстояние от впадины зуба до оси корда; — наименьшая толщина зуба; радиусы закругления головки и ножки зуба
скорости; относительная сложность изготовления зубчатых шкивов; повышенные требования к точности монтажа; наличие высокочастотных вибраций, затрудняющих использование ЗРП в точном оборудовании.
Наибольшая эффективность, достигаемая за счет применения ЗРП в оборудовании и машинах, соответствует случаям, когда требуется осуществить синхронное вращение валов или передать нагрузку при скоростях более
Зубчатый ремень представляет собой бесконечную ленту с зубьями на внутренней поверхности, состоящую из несущего слоя, выполненного из стального троса или шнура из синтетических волокон, и эластичного связующего материала — резины или полиуретана (рис. 7.4). Спирально навитый по длине ремня металлический трос с шагом навивки 2 мм образует прочный каркас, являющийся несущим элементом ремня при передаче окружного усилия от одного шкива к другому. Для повышения износостойкости зубья ремня, выполненного из резины, покрывают нейлоновой тканью.