9.7. Коэффициент нагрузки
Деформации зубчатых колес и валов, а также опор и корпусов и неизбежные погрешности при их изготовлении и монтаже обусловливают дополнительные динамические нагрузки. Поэтому в расчет вводят не номинальную, а так называемую расчетную нагрузку
где
— номинальная нагрузка (момент на валу и окружная сила)
— коэффициент нагрузки (в каждом виде расчета обозначение коэффициента и его значения будут уточнены).
Если зубчатое колесо расположено на равных расстояниях от опор (рис. 9.13, а) — симметричное расположение, прогиб вала не вызывает наклона колеса и почти не нарушает равномерного распределения нагрузки по длине зуба.
Если зубчатое колесо расположено не на равных расстояниях от опор (рис. 9.13, б) — несимметричное расположение, прогиб вала вызывает перекос колеса и нарушает равномерное распределение нагрузки по длине зуба.
Если зубчатое колесо расположено не между опорами, а на
консоли (рис. 9.13, в), прогиб вала вызывает значительный перекос колеса и нарушает правильное касание зубьев.
При проектировочном расчете коэффициент нагрузки имеет ориентировочно значения
и несколько выше. Меньшие значения принимают для прирабатывающихся материалов (твердость не более
при симметричном или близком к нему располо жении колес и для непрямых зубьев, большие значения — при несимметричном или консольном расположении хотя бы одного из колес и для прямых зубьев, а также при твердости зубьев более
Рис. 9.13. Прогиб вала и перекос зубчатого колеса
После определения размеров передачи значения К уточняются и, если необходимо, производится проверка напряжений в зубьях.