Глава 4. СОЕДИНЕНИЯ ВАЛ - СТУПИЦА (ШПОНОЧНЫЕ, ШЛИЦЕВЫЕ, С НАТЯГОМ)
4.1. Шпоночные соединения
Элемент соединения — шпонка препятствует относительному повороту вала и установленной на нем детали и предназначен для передачи вращающего момента. По форме стандартные шпонки делятся на призматические, клиновые, сегментные и тангенциальные.
Призматические и сегментные шпонки создают ненапряженные соединения ступицы детали с валом, сборка которых обычно производится с натягом. Клиновые и тангенциальные шпонки создают напряженные при их монтаже соединения, в которых рабочие поверхности шпонки и сопряженных с ней деталей находятся в напряженном состоянии еще до передачи нагрузки. В таких соединениях наблюдается перекос деталей при забивке шпонки в пазы вала и ступицы, поэтому область их применения ограничена.
Размеры сечений шпонки и пазов выбирают в зависимости от диаметра вала, длина шпонки выбирается исходя из длины ступицы (несколько меньше ее).
Материал шпонки — сталь сталь 45, сталь 50 и др.) с пределом прочности не ниже
Призматические шпонки (рис. 4.1) изготовляют обычно из чистотянутой стали прямоугольного сечения с отношением высоты к ширине от (для валов малых диаметров) до Узкие грани шпонки — рабочие. В тяжелонагруженных соединениях применяют шпонки призматические высокие, имеющие большую высоту и ширину.
Размеры призматических шпонок и сечений пазов приведены в табл. 4.1.
Сегментные шпонки (рис. 4.2 и табл. 4.2) применяют при валах
небольших диаметров (до 38 мм); соединения просты в изготовлении и сборке, однако вал ослабляется глубоким пазом под шпонку.
Клиновая шпонка (рис. 4.3) устанавливается в пазы вала и ступицы с боковыми зазорами. Размеры клиновых шпонок (ширина высота интервалы длин и длина и паза вала полностью соответствуют размерам призматических шпонок (см. табл. 4.1). Глубина паза ступицы приведена в табл. 4.3.
Рис. 4.1. Соединение с призматической шпонкой
Рис. 4.2. Соединение с сегментной шпонкой
Рис. 4.3. Соединение с клиновой шпонкой