9.2. Геометрия и кинематика эвольвентного цилиндрического зацепления
 
Эвольвентное зацепление пары зубчатых колес (рис. 9.3) характеризуется следующими параметрами. 
Начальные окружности (их диаметры  ) — такие окружности, которые в процессе работы передачи перекатываются одна по другой без скольжения. Начальные окружности характерны для зубчатых колес в собранной передаче, а для отдельно взятого колеса понятие начальной окружности отсутствует.
) — такие окружности, которые в процессе работы передачи перекатываются одна по другой без скольжения. Начальные окружности характерны для зубчатых колес в собранной передаче, а для отдельно взятого колеса понятие начальной окружности отсутствует. 
Полюс зацепления — точка  касания начальных окружностей.
 касания начальных окружностей. 
Окружной шаг зубьев  — расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге концентрической окружности
 — расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге концентрической окружности 
 
зубчатого колеса. Шаг складывается из толщины зуба и ширины впадины между зубьями. 
Головка зуба (высоту делительной головки зуба обозначают  — часть зуба между делительной окружностью зубчатого колеса и окружностью вершин зубьев.
 — часть зуба между делительной окружностью зубчатого колеса и окружностью вершин зубьев. 
Н ожка зуба (высоту делительной ножки зуба обозначают  — часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью впадин.
 — часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью впадин. 
Высота зуба  
 
Окружность вершин зубьев (ее диаметр  ) — окружность, ограничивающая головки зубьев.
) — окружность, ограничивающая головки зубьев. 
 
Рис. 9.3. Эвольвентное некорригированное зацепление 
Окружность впадин (ее диаметр  — окружность, проходящая через основания впадин зубьев.
 — окружность, проходящая через основания впадин зубьев. 
Дуга зацепления  — путь по начальной окружности, проходимый точкой профиля зуба за время зацепления пары сопряженных зубьев.
 — путь по начальной окружности, проходимый точкой профиля зуба за время зацепления пары сопряженных зубьев. 
Коэффициент перекрытияе — отношение дуги зацепления к шагу:  
 
Для непрерывной работы необходимо, чтобы до выхода из зацепления работающей пары зубьев в него вошла еще одна пара. Это произойдет, если дуга зацепления будет больше шага. Чем больше коэффициент перекрытия, тем больше пар зубьев могут одновременно находиться в зацеплении и тем плавнее работает передача. Коэффициент перекрытия показывает, сколько пар зубьев в среднем находится в зацеплении; так, при  в течение
 в течение  продолжительности зацепления находятся две пары зубьев, а
 продолжительности зацепления находятся две пары зубьев, а  одна.
 одна. 
Для непрерывной и плавной работы передачи должно быть  (лучше
 (лучше  ).
). 
Межосевое расстояние  — сумма радиусов начальных окружностей шестерни и колеса:
 — сумма радиусов начальных окружностей шестерни и колеса: 
 
Числа зубьев шестерни и колеса обозначают  
 
Модуль зацепления — отношение шага к числу  , т. е.
, т. е.  
 
Модули  мм стандартизованы (см. табл. 9.1).
 мм стандартизованы (см. табл. 9.1). 
Диаметры окружностей: 
 
 
Межосевое расстояние [см. формулу (9.1)] 
 
где  — суммарное число зубьев:
 — суммарное число зубьев:  
 
Передаточное отношение понижающей передачи равно ее передаточному числу: 
 
где  — угловые скорости,
 — угловые скорости,  частота вращения соответственно шестерни и колеса,
 частота вращения соответственно шестерни и колеса,  
 
Передаточное число понижающей передачи  
 
 
Рис. 9.4. Зависимость формы зубьев от их числа 
Передаточные числа одноступенчатой зубчатой передачи в закрытом корпусе могут достигать для цилиндрической пары 10, многоступенчатой — нескольких сот. 
При выборе числа зубьев следует иметь в виду, что с уменьшением их числа уменьшается толщина зуба у основания и у вершины (рис. 9.4, а, б), что приводит к понижению его прочности на изгиб. Поэтому не рекомендуют выбирать число зубьев меньше, чем  При числе зубьев
 При числе зубьев  происходит подрезание ножки зуба (рис. 9.4, в), что приводит к резкому снижению прочности. При нарезании зубьев инструментом реечного типа
 происходит подрезание ножки зуба (рис. 9.4, в), что приводит к резкому снижению прочности. При нарезании зубьев инструментом реечного типа  . В редукторах рекомендуют принимать для первой ступени
. В редукторах рекомендуют принимать для первой ступени  для второй и третьей ступеней
 для второй и третьей ступеней  .
. 
В колесах с косым зубом (рис. 9.5, а) различают окружной шаг  который измеряется параллельно торцу колеса (рис. 9.5, б), и нормальный шаг
 который измеряется параллельно торцу колеса (рис. 9.5, б), и нормальный шаг  измеряемый в нормальном к направлению зуба сечении:
 измеряемый в нормальном к направлению зуба сечении: 
 
где  — угол наклона зуба. Во избежание больших осевых усилий принимают
 — угол наклона зуба. Во избежание больших осевых усилий принимают  (редко до 20°).
 (редко до 20°). 
Аналогично связаны между собой нормальный  и окружной
 и окружной  модули:
 модули: 
 
По стандарту выравнивают обычно нормальный модуль (см. табл. 9.1). 
 
Диаметры окружностей и межосевое расстояние косозубых передач; 
 
где 
Профиль косого зуба в нормальном сечении совпадает с профилем зуба на прямозубом колесе. Расчет косозубых колес ведут, используя параметры так называемого эквивалентного прямозубого колеса (рис. 9.5, в) с радиусом начальной окружности, равным  
 
Рис. 9.5. Косозубые колеса: а — колеса в зацеплении; б — схематическое изображение косозубого колеса: я — эквивалентное колесо 
 
Рис. 9.6. Цилиндрическое косозубое зацепление 
 
радиусу кривизны эллипса в конце его малой полуоси, получающегося в сечении, нормальном к направлению зуба косозубого колеса: 
 
Делительный диаметр эквивалентного колеса 
 
Тогда 
 
Число зубьев эквивалентного колеса 
 
где  — число зубьев косозубого колеса.
 — число зубьев косозубого колеса. 
Основные параметры цилиндрических редукторов стандартизованы ГОСТ 2185-66 (см. табл. 9.2 и 9.3 и рис. 9.6).