9.2. Геометрия и кинематика эвольвентного цилиндрического зацепления
Эвольвентное зацепление пары зубчатых колес (рис. 9.3) характеризуется следующими параметрами.
Начальные окружности (их диаметры
) — такие окружности, которые в процессе работы передачи перекатываются одна по другой без скольжения. Начальные окружности характерны для зубчатых колес в собранной передаче, а для отдельно взятого колеса понятие начальной окружности отсутствует.
Полюс зацепления — точка
касания начальных окружностей.
Окружной шаг зубьев
— расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге концентрической окружности
зубчатого колеса. Шаг складывается из толщины зуба и ширины впадины между зубьями.
Головка зуба (высоту делительной головки зуба обозначают
— часть зуба между делительной окружностью зубчатого колеса и окружностью вершин зубьев.
Н ожка зуба (высоту делительной ножки зуба обозначают
— часть зуба, расположенная между делительной окружностью и окружностью впадин.
Высота зуба
Окружность вершин зубьев (ее диаметр
) — окружность, ограничивающая головки зубьев.
Рис. 9.3. Эвольвентное некорригированное зацепление
Окружность впадин (ее диаметр
— окружность, проходящая через основания впадин зубьев.
Дуга зацепления
— путь по начальной окружности, проходимый точкой профиля зуба за время зацепления пары сопряженных зубьев.
Коэффициент перекрытияе — отношение дуги зацепления к шагу:
Для непрерывной работы необходимо, чтобы до выхода из зацепления работающей пары зубьев в него вошла еще одна пара. Это произойдет, если дуга зацепления будет больше шага. Чем больше коэффициент перекрытия, тем больше пар зубьев могут одновременно находиться в зацеплении и тем плавнее работает передача. Коэффициент перекрытия показывает, сколько пар зубьев в среднем находится в зацеплении; так, при
в течение
продолжительности зацепления находятся две пары зубьев, а
одна.
Для непрерывной и плавной работы передачи должно быть
(лучше
).
Межосевое расстояние
— сумма радиусов начальных окружностей шестерни и колеса:
Числа зубьев шестерни и колеса обозначают
Модуль зацепления — отношение шага к числу
, т. е.
Модули
мм стандартизованы (см. табл. 9.1).
Диаметры окружностей:
Межосевое расстояние [см. формулу (9.1)]
где
— суммарное число зубьев:
Передаточное отношение понижающей передачи равно ее передаточному числу:
где
— угловые скорости,
частота вращения соответственно шестерни и колеса,
Передаточное число понижающей передачи
Рис. 9.4. Зависимость формы зубьев от их числа
Передаточные числа одноступенчатой зубчатой передачи в закрытом корпусе могут достигать для цилиндрической пары 10, многоступенчатой — нескольких сот.
При выборе числа зубьев следует иметь в виду, что с уменьшением их числа уменьшается толщина зуба у основания и у вершины (рис. 9.4, а, б), что приводит к понижению его прочности на изгиб. Поэтому не рекомендуют выбирать число зубьев меньше, чем
При числе зубьев
происходит подрезание ножки зуба (рис. 9.4, в), что приводит к резкому снижению прочности. При нарезании зубьев инструментом реечного типа
. В редукторах рекомендуют принимать для первой ступени
для второй и третьей ступеней
.
В колесах с косым зубом (рис. 9.5, а) различают окружной шаг
который измеряется параллельно торцу колеса (рис. 9.5, б), и нормальный шаг
измеряемый в нормальном к направлению зуба сечении:
где
— угол наклона зуба. Во избежание больших осевых усилий принимают
(редко до 20°).
Аналогично связаны между собой нормальный
и окружной
модули:
По стандарту выравнивают обычно нормальный модуль (см. табл. 9.1).
Диаметры окружностей и межосевое расстояние косозубых передач;
где
Профиль косого зуба в нормальном сечении совпадает с профилем зуба на прямозубом колесе. Расчет косозубых колес ведут, используя параметры так называемого эквивалентного прямозубого колеса (рис. 9.5, в) с радиусом начальной окружности, равным
Рис. 9.5. Косозубые колеса: а — колеса в зацеплении; б — схематическое изображение косозубого колеса: я — эквивалентное колесо
Рис. 9.6. Цилиндрическое косозубое зацепление
радиусу кривизны эллипса в конце его малой полуоси, получающегося в сечении, нормальном к направлению зуба косозубого колеса:
Делительный диаметр эквивалентного колеса
Тогда
Число зубьев эквивалентного колеса
где
— число зубьев косозубого колеса.
Основные параметры цилиндрических редукторов стандартизованы ГОСТ 2185-66 (см. табл. 9.2 и 9.3 и рис. 9.6).