10.9. Смазочные системы планетарных редукторов
 
В планетарных редукторах применяют смазочные системы двух видов: окунанием колес в масляную ванну и циркуляционную. 
В редукторах систем управления, работающих в режиме кратковременного включения, применяют пластичный смазочный материал, соответствующий условиям эксплуатации. 
Смазывание окунанием применяют при  (абсолютной окружной скорости зубьев сателлитов в месте их зацепления с корончатым колесом), не превышающей
 (абсолютной окружной скорости зубьев сателлитов в месте их зацепления с корончатым колесом), не превышающей  
 
 
 
где  — угловая скорость водила;
 — угловая скорость водила;  — диаметр корончатого ко леса, мм.
 — диаметр корончатого ко леса, мм. 
Объем масляной ванны выбирают в пределах  на
 на  
 
 
передаваемой мощности. В редукторах транспортных машин эта норма значительно меньше  на
 на  
 
При  смазывание подшипников качения центральных колес и сателлитов обеспечивается разбрызгиванием масла.
 смазывание подшипников качения центральных колес и сателлитов обеспечивается разбрызгиванием масла. 
При меньших значениях  для смазывания подшипников применяют пластичный смазочный материал, закладываемый при сборке в полости, где расположены подшипники. Для удержания пластичного смазочного материала в подшипнике применяют мазеудерживающие шайбы. Замена его в подшипниковых узлах производится при регламентных осмотрах редуктора.
 для смазывания подшипников применяют пластичный смазочный материал, закладываемый при сборке в полости, где расположены подшипники. Для удержания пластичного смазочного материала в подшипнике применяют мазеудерживающие шайбы. Замена его в подшипниковых узлах производится при регламентных осмотрах редуктора. 
Периодичность замены жидкого смазывающего материала зависит от условий эксплуатации и твердости рабочих поверхностей зубьев, а при отсутствии контроля за качеством смазывания — через  работы передачи.
 работы передачи. 
Для того чтобы продукты изнашивания могли осесть на дно, расстояние от него до ближайшей вращающейся поверхности должно быть не меньше 20 мм, а при  оно выбирается в пределах
 оно выбирается в пределах  — модуль зацепления).
 — модуль зацепления). 
В полостях подшипниковых узлов и в колесах с внутренними зубьями необходимо делать дренажные отверстия для предотвращения застоя масла. 
Для проверки уровня масла в корпусе редуктора устанавливают контрольные резьбовые пробки на высотах, соответствующих максимальному и минимальному уровням масла, крановые масло-указатели или масломерные стекла. 
В самой нижней части корпуса для слива отработавшего масла также устанавливают резьбовую пробку. Форма дна редуктора должна обеспечивать полный слив масла. 
Циркуляционную смазочную систему применяют в быстроходных редукторах и в тихоходных большой мощности, где смазывание окунанием не обеспечивает подвода масла к контактирующим и трущимся поверхностям. 
Необходимую подачу насоса определяют тепловым расчетом редуктора. Предварительный выбор насоса производится в зависимости от подачи масла: при  подача
 подача  на 1 см ширины венца, при
 на 1 см ширины венца, при  Общий объем масла в системе должен быть не менее трехминутного расхода
 Общий объем масла в системе должен быть не менее трехминутного расхода 
Подача смазочного материала в зацепление происходит через центральное и радиальные отверстия в солнечном колесе, выходящие во впадины зубьев, или он подается форсунками на торцы зубчатых венцов. 
Давление масла в смазочной системе зацепления  
 
Подача масла к подшипникам сателлитов производится через центральное и радиальные отверстия в водиле и далее через центральное и радиальные отверстия — к осям сателлита. 
Для смазывания планетарных редукторов используют нефтяные масла с антизадирными присадками. При смазочной системе окунанием колес используют масла с большей вязкостью, чем при циркуляционной.