10.9. Смазочные системы планетарных редукторов
В планетарных редукторах применяют смазочные системы двух видов: окунанием колес в масляную ванну и циркуляционную.
В редукторах систем управления, работающих в режиме кратковременного включения, применяют пластичный смазочный материал, соответствующий условиям эксплуатации.
Смазывание окунанием применяют при (абсолютной окружной скорости зубьев сателлитов в месте их зацепления с корончатым колесом), не превышающей
где — угловая скорость водила; — диаметр корончатого ко леса, мм.
Объем масляной ванны выбирают в пределах на
передаваемой мощности. В редукторах транспортных машин эта норма значительно меньше на
При смазывание подшипников качения центральных колес и сателлитов обеспечивается разбрызгиванием масла.
При меньших значениях для смазывания подшипников применяют пластичный смазочный материал, закладываемый при сборке в полости, где расположены подшипники. Для удержания пластичного смазочного материала в подшипнике применяют мазеудерживающие шайбы. Замена его в подшипниковых узлах производится при регламентных осмотрах редуктора.
Периодичность замены жидкого смазывающего материала зависит от условий эксплуатации и твердости рабочих поверхностей зубьев, а при отсутствии контроля за качеством смазывания — через работы передачи.
Для того чтобы продукты изнашивания могли осесть на дно, расстояние от него до ближайшей вращающейся поверхности должно быть не меньше 20 мм, а при оно выбирается в пределах — модуль зацепления).
В полостях подшипниковых узлов и в колесах с внутренними зубьями необходимо делать дренажные отверстия для предотвращения застоя масла.
Для проверки уровня масла в корпусе редуктора устанавливают контрольные резьбовые пробки на высотах, соответствующих максимальному и минимальному уровням масла, крановые масло-указатели или масломерные стекла.
В самой нижней части корпуса для слива отработавшего масла также устанавливают резьбовую пробку. Форма дна редуктора должна обеспечивать полный слив масла.
Циркуляционную смазочную систему применяют в быстроходных редукторах и в тихоходных большой мощности, где смазывание окунанием не обеспечивает подвода масла к контактирующим и трущимся поверхностям.
Необходимую подачу насоса определяют тепловым расчетом редуктора. Предварительный выбор насоса производится в зависимости от подачи масла: при подача на 1 см ширины венца, при Общий объем масла в системе должен быть не менее трехминутного расхода
Подача смазочного материала в зацепление происходит через центральное и радиальные отверстия в солнечном колесе, выходящие во впадины зубьев, или он подается форсунками на торцы зубчатых венцов.
Давление масла в смазочной системе зацепления
Подача масла к подшипникам сателлитов производится через центральное и радиальные отверстия в водиле и далее через центральное и радиальные отверстия — к осям сателлита.
Для смазывания планетарных редукторов используют нефтяные масла с антизадирными присадками. При смазочной системе окунанием колес используют масла с большей вязкостью, чем при циркуляционной.