9.10. Расчет открытых зубчатых передач
Размеры зубчатых колес в открытых передачах определяют из расчета зубьев на изгиб (на усталость при изгибе). Эти передачи не рассчитывают на контактную прочность потому, что абразивное изнашивание поверхностей зубьев открытых передач происходит быстрее, чем выкрашивание поверхностных слоев при переменных контактных напряжениях.
При расчете на изгиб учитывают изнашивание зубьев, которое приводит к уменьшению их прочности. Расчет на изгиб сводится к определению модуля зацепления.
Для цилиндрических открытых зубчатых передач
где Т — передаваемый момент, мм (на валу шестерни или на валу колеса — коэффициент, учитывающий уменьшение момента сопротивления опасного сечения зуба в открытых передачах из-за изнашивания; (большие значения при интенсивном изнашивании); — число зубьев колеса, для которого производится расчет на изгиб; числом зубьев шестерни задаются так, чтобы в ручных приводах иногда принимают меньше (т. е. допускают небольшое подрезание); — коэффициент формы зуба, принимаемый по табл. 9.10 в зависимости от числа зубьев для косозубых колес — в зависимости от приведенного числа зубьев [см. формулу (9.30)]; — допускаемое напряжение при изгибе, (см. табл. 9.6 и 9.7); -коэффициент ширины зуба по модулю: (в косозубых колесах для прямозубых колес литых с нарезанными зубьями — и иногда до 20, для косозубых колес для шевронных и иногда выше.
По формуле (9.35) также следует вести расчет зубьев того колеса, для которого отношение меньше.