Глава 17. МУФТЫ
17.1. Общие сведения
Муфтами называют устройства, с помощью которых соединяют между собой валы или валы с находящимися на них деталями для передачи вращающего момента. На рис. 17.1 показана установка, состоящая из электродвигателя и червячного редуктора, валы которых соединены муфтой.
Муфты подразделяются на группы.
1. Глухие - соединяют два вала так, что полученное соединение работает как одно целое. Наиболее распространены глухие муфты втулочные и фланцевые или поперечно-свертные. Продольно-свертные муфты применялись для соединения отдельных частей длинных трансмиссионных валов. В настоящее время они имеют ограниченное применение.
Рис. 17.1. Соединение вала электродвигателя и вала червячного редуктора муфтой
2. Компенсирующие — соединяют валы, имеющие незначительные смещения — осевые, радиальные и угловые. Компенсирующие муфты жесткие не смягчают толчков, упругие — смягчают толчки за счет деформации упругих элементов, передающих вращающий момент.
К жестким компенсирующим муфтам относятся кулачковые расширительные муфты, кулачково-дисковые, зубчатые, цепные, шарнирные и др.
К упругим компенсирующим муфтам относятся муфты со змеевидными пружинами, муфты с гильзовыми пружинами, втулочнопальцевые, с упругой оболочкой и др.
3. Управляемые или сцепные — соединяют и разъединяют валы во время работы при помощи механизма управления. В этих муфтах используется кулачковое или зубчатое зацепление — кулачковые муфты или трение — фрикционные муфты.
4. Самоуправляемые — автоматически действующие муфты, предназначаются для предохранения привода от перегрузок, передачи момента лишь в одном направлении, ограничения скорости, осуществления плавного пуска привода и т. д.
К этой группе относятся муфты со срезным штифтом, фрикционные предохранительные, центробежные и др.