Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
Глава IX. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ НАД ПОЛЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧИСЕЛ§ 1. Корни с натуральными показателями в поле действительных чиселПрежде чем рассматривать вопрос о решении иррациональных уравнений и систем, в состав которых входят иррациональные уравнения, напомним некоторые положения о корнях, известные читателю из курса алгебры средней школы. Корнем Следовательно, если Из курса высшей алгебры известно, что корень Неотрицательное значение корня неотрицательное число Если 0, то в поле действительных чисел символ обозначает арифметический корень Аналогично при Теорема Доказательство. Так как любое неотрицательное число имеет только один арифметический корень Если Из доказанной теоремы вытекает, что при неотрицательных а и Теооема 2. Значение корня из неотрицательного числа не изменится, если показатель корня умножить на любое натуральное число
Доказательство. Для доказательства теоремы достаточно в силу доказанного выше показать,
Доказанная теорема означает, что значение корня не изменится, если показатель корня и показатель степени подкоренного выражения разделить на любой их общий делитель. Из нее вытекает также следствие: Корни различных степеней можно гаме нить соответственно равными корнями с одним и тем же показателем. Действительно, если
Замену данных корней равными им корнями с одним и тем же показателем иногда называют приведением корней к общему показателю. Отсюда и из теоремы 1 вытекает следующее правило: для того чтобы установить, какие из неотрицательных чисел Пример. Установить, какое из Решение. Приведя эти корни к общему показателю, будем иметь
Теорема 3. Корень из произведения нескольких неотрицательных сомножителей равен произведению корней той же степени из каждого из сомножителей, т. е.
Доказательство. Действительно,
и
Следовательно,
и поэтому
Читая равенство (2) справа налево, получим правило умножения корней: Чтобы перемножить несколько корней одной и той же степени из неотрицательных чисел, достаточно перемножить подкоренные выражения и из произведения извлечь корень той же степени. Теорема 4. Корень из частного от деления неотрицате ъьного числа а на положительное число
Доказательство. Действительно,
Следовательно,
и поэтому
Если прочесть равенство (3) справа налево, то получим правило деления корней: Чтобы разделить корни одной и той же степени из двух положительных чисел, достаточно разделить их подкоренные выражения и из частного извлечь корень той же степени. Теоремаб. Чтобы возвести корень из неотрицательного числа в степень, надо возвести в эту степень подкоренное число:
Доказательство. Действительно,
Следовательно,
Соотношение Теорема 6. При извлечении корня из корня можно перемножить показатели корней, не меняя подкоренного чилла:
Доказательство. Действительно,
Следовательно, Заметим, что доказанные нами теоремы верны без дополнительных оговорок лишь для арифметических корней. Для неарифметических же корней теоремы, аналогичные доказанным, верны не во всех случаях. Ниже мы убедимся в этом. Так как четная степень всякого действительного числа есть число неотрицательное, то действие извлечения корня четной степени из отрицательных чисел в поле действительных чисел неосуществимо и, следовательно, при Корень четной степени из любого положительного числа в поле действительных чисел имеет два значения. Этими значениями являются арифметическое значение и число, ему противоположное. Теорема 7. Корень нечетной степени В самом деле, если 0, то никакое отрицательное число не может быть корнем степени Теорема 8. Если а и Доказательство. Действительно, если Если Если же Если одно из чисел а и Следовательно, для любых двух действительных чисел а и Отсюда в свою очередь следует, что для корней нечетной степени из любых действительных чисел остается в силе правило установления равенств и неравенств путем возведения их в степень, показатель которой равен показателю корней, и поэтому остаются в силе доказательства теорем 3, 4, 5 для всякого нечетного При нечетном Так как для нечетных Для четного
т. е. теорема 2 для четного
|
1 |
Оглавление
|