Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
5. Двойная классификация: m наблюдений в клеткеВ предыдущем разделе предполагалось, что эффекты факторов отказаться от предположения аддитивности, то средние значения Пусть
и
следует, что
и что
Наиболее мощный инвариантный критерий отвергает гипотезу, когда
Здесь параметр нецентральности распределения
Интерес представляет и гипотеза о независимости факторов
При гипотезе
Разложение полной изменчивости на компоненты в настоящем случае имеет вид
Здесь первые три суммы представляют компоненты изменчивости, связанные с величинами эффект ошибок. Само разложение принимает вид
где последний член соответствует ошибкам. Гипотеза
Допустим теперь, что предположение об отсутствии взаимодействия, при котором получен критерий, не оправдано. Тогда сумма квадратов в знаменателе имеет нецентральное Дисперсионный анализ и связанные с ним критерии, рассмотренные в этом разделе для случая двух факторов, непосредственно переносятся на случай большего числа факторов (см., например, задачу 14). С другой стороны, если число наблюдений для каждой комбинации значений факторов (для каждой клетки) не одно и то же, то задача, хотя и охватывается схемой линейных гипотез, но становится значительно сложнее. Чрезвычайно важными являются планы эксперимента, в которых появляются только некоторые комбинации значений факторов, поскольку тогда возможно сократить объем экспериментальной работы. Так, например, действия трех независимых факторов с Рассмотренный здесь класс задач как частный случай содержит задачу двух выборок, обсуждавшуюся в главе 5, так как последняя касается одного фактора с двумя уровнями. Изложенные в этой связи вопросы о возможной неоднородности экспериментального материала и о рандомизации как средстве компенсации этой неоднородности сохраняют свою важность и в настоящей, более сложной ситуации. Если неоднородный материал разделен на несколько однородных групп, то эту классификацию можно трактовать как порожденную одним или несколькими дополнительными факторами. Выбор этих групп является существенным шагом в определении подходящего плана эксперимента (очень простой пример обсуждался в задачах 26 и 27 главы 5). Как защиту от возможных неоднородностей внутри подгрупп (и других отклонений от сделанных предположений) используют рандомизацию при назначении способов обработки внутри групп. Как и в случае задачи о двух выборках, сам по себе процесс рандомизации (без каких бы то ни было предположений относительно метода отбора экспериментального материала, нормальности, независимости и т. д.) позволяет строить критерии уровня а для различных интересных гипотез. Критерии перестановок в рассматриваемом случае сводятся к вычислению подходящей
|
1 |
Оглавление
|