20.5. КАНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ КОРРЕКТИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ
Каналы передачи КИ относятся к ключевым звеньям реализации ДМ. Именно они призваны доставлять с требуемой скоростью дифференциальные поправки воздушным, морским и сухопутным потребителям. Выбор каналов является предметом регламентаций комитета . В результате анализа возможностей использования всех освоенных диапазонов радиоволн выделены как преимущественные следующие радиоканалы: УКВ с дальностью в пределах прямой видимости; УКВ с ретрансляцией через связные спутники; средневолновый с передачей поверхностной волной; УКВ навигационный с дальностью в пределах прямой видимости (вариант с использованием псевдоспутников).
Канал первого типа (диапазоны 390...1550 МГц и 3...300 ГГц) может удовлетворить авиационных потребителей, которые широко пользуются УКВ связью с землей. Связь с ретрансляцией через спутники, особеннр стационарные, сможет обеспечить КИ любого потребителя на обширных территориях, однако соответствующая оконечная аппаратура и антенна спутника будут достаточно дороги, вследствие чего такой способ считают приемлемым для обеспечения океанских акваторий, когда другие способы явно неприменимы. По каналам средневолновой связи можно обслужить наземных и морских потребителей на дальностях до нескольких сотен километров, при этом с несущественными доработками можно использовать эксплуатируемые в данном диапазоне сети наземных радиомаяков. Вариант с применением диапазона навигационного сигнала «Навстар», когда КИ излучается передатчиком псевдоспутника, а на борту потребителя один из каналов отводится для ее приема, представляется достаточно предпочтительным.
По-видимому, речь не идет о выборе для всех потребителей единых каналов связи: ДМ может опираться на различные радиоканалы, и различные группы потребителей будут пользоваться предназначенными им каналами в зависимости от зоны их действия и оснащенности оконечными связными устройствами.
Наиболее успешно ведутся проработки по обеспечению КИ потребителей в прибрежных водах (они стимулируются Береговой охраной США и аналогичными ведомствами скандинавских стран), а также в приаэродромных зонах.
В качестве передающих станций для сообщения КИ потребителям в прибрежных морских водах планируется использовать уже существующие радиомаяки. Желательно, чтобы по мере движения корабля относительно береговой зоны КИ принималась последовательно через различные радиомаяки, причем переключение со станции на станцию выполнялось бы автоматически. Естественно, что при этом потребитель должен иметь возможность выбирать наивыгоднейшей для него радиомаяк.
Комитет рекомендует для этого информационный кадр особого содержания — седьмого типа. Данный кадр содержит информацию о местоположении и состоянии всех радиомаяков, связанных с данной ККС.
Если при реализации ДР потребитель опирается на псевдоспутники, ему необходима информация о их местоположении, коде и о состоянии аппаратуры. Эти сведения содержатся в кадре восьмого типа.
При подборе каналов передачи КИ исходят из объема передаваемой информации и частости повторения передачи, что определяет необходимую скорость передачи. Рассмотренные рекомендации по форматам кадра КИ, включающие набор кадров
различной длительности, позволяют сократить до минимума объем КИ, сообщаемый потребителям в данной зоне в сложившихся условиях. Так, основной кадр первого типа желательно передавать как можно чаще, в то время как кадр второго типа можно сообщать один раз в минуту, третьего и пятого типов — поочередно через 1 мин, седьмого типа — один раз в 5 мин. На объем передаваемой информации влияет также число спутников, за которыми ведется слежение.
Если принять скорость передачи информации можно оценить среднее время передачи кадра первого типа и дополнительно кадра девятого типа: для среднего числа отслеживаемых НИСЗ, составляющего обычно 7, кадр первого типа может быть передан за 10 с, а скоростной кадр девятого типа в случае повторных сообщений с НИСЗ — за 7 с.
Частота повторения передачи КИ определяется скоростью нарастания остаточной погрешности и требованиями потребителя к точности местоопределения. Для неподвижного потребителя остаточная погрешность будет возрастать со временем в связи с ростом нескомпенсированного ухода ШВ спутника и изменением проекции эфемеридной погрешности на направление радиолинии из-за движения НИСЗ. Для подвижного потребителя влияние второго фактора будет усиливаться вследствие собственного движения потребителя. Чем выше требования к навигационной точности, тем чаще следует обновлять КИ.
Считается [177], что для высокоточных определений повторять передачу КИ следует через в более облегченных ситуациях — через 5...10 мин.
Более обоснованные данные можно получить в результате обстоятельных исследований пространственной и временной корреляции погрешностей в зоне действия ККС.