ГЛАВА 25. СИНТЕЗ СТРУКТУРЫ СЕТИ НИСЗ ПО КРИТЕРИЮ ТОЧНОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
25.1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОПТИМИЗАЦИИ ПО КРИТЕРИЮ ТОЧНОСТИ
Предполагается, что на борту потребителя (П) производятся измерения дальностей и радиальных скоростей относительно наблюдаемых НИСЗ. Из геометрических соображений для функций дальности и радиальной скорости имеем
где радиусы-векторы НИСЗ и П. Погрешность навигационных измерений свяжем с погрешностью оцениваемых параметров уравнениями в вариациях. Из (25.1) получаем . Дифференцируя последнее тождественное равенство по времени, имеем Здесь п° — градиент дальномерных измерений; априорные ошибки в положении и скорости П. Можно показать, что
где единичная матрица.
Для дальнейшего понадобится оценка модуля п°. Из (25.2) следует, что
Необходимо отметить, что измерения навигационных параметров (НП) будут сопровождаться систематическими погрешностями — неизвестными аддитивными постоянными. Для дальномерных измерений это фазовый сдвиг сведенных генераторов НИСЗ и генератора на борту для радиально-скоростных измерений — разность частот этих генераторов.
Итак, для оценки точности определяемых параметров имеем систему уравнений погрешностей измерений вида
где уточняемыми информационными параметрами служат и два мешающих параметра Положим, что комбинированные измерения выполняются одновременно по четырем НИСЗ и избыточность отсутствует. Кроме того, примем, что для упрощения алгоритма обработка измерений осуществляется в два этапа: вначале по дальномерным измерениям уточняется вектор положения, а затем по радиально-скоростным — вектор скорости. Отметим, что в таком случае уравнение (25.5) можно переписать так:
Здесь кроме собственных погрешностей измерения относительной скорости содержит слагаемое -Дрп, являющееся функцией погрешностей измерения дальностей. Для дальнейшего понадобится оценка порядка величины
Положим, установлена оценка среднеквадратической ошибки модуля погрешности оценки через СКО измерения дальности
Тогда, используя (25.6), имеем Но в силу Положим, например, (Гнисз Тогда Полагая имеем что значительно меньше шумовой погрешности
Полученная оценка обосновывает переход от уравнений (25.5) к уравнениям (25.6), но уже с чисто шумовой погрешностью измерений.
Сравнение уравнений (25.4) и (25.6) показывает, что точности определения координат и скорости подвижного объекта (ПО) фактически оцениваются по одним и тем же уравнениям. Отсюда следует важный вывод о геометрическом подобии корреляционных эллипсоидов погрешностей оценок положения и скорости, получаемых при обработке дальномерных и радиально-скоростных измерений. Для дальнейшего рассмотрения необходимо уточнить некоторые особенности точностных свойств навигационных определений.
Из гл. 16 известно, что точность навигационной засечки характеризуется эллипсоидом рассеивания: где вектор-столбец оцениваемых параметров; их корреляционная матрица. Матрица для схемы коррелированных нормальных ошибок измерений просто выражается через матрицу А (см. § 3.2) коэффициентов системы нормальных уравнений: