ГЛАВА 25. СИНТЕЗ СТРУКТУРЫ СЕТИ НИСЗ ПО КРИТЕРИЮ ТОЧНОСТИ НАВИГАЦИОННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
 
25.1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ОПТИМИЗАЦИИ ПО КРИТЕРИЮ ТОЧНОСТИ
 
Предполагается, что на борту потребителя (П) производятся измерения дальностей и радиальных скоростей относительно наблюдаемых НИСЗ. Из геометрических соображений для функций дальности и радиальной скорости имеем 
где 
 радиусы-векторы НИСЗ и П. Погрешность навигационных измерений свяжем с погрешностью оцениваемых параметров уравнениями в вариациях. Из (25.1) получаем 
. Дифференцируя последнее тождественное равенство по времени, имеем 
 Здесь п° — градиент дальномерных измерений; 
 априорные ошибки в положении и скорости П. Можно показать, что 
где 
 единичная матрица. 
Для дальнейшего понадобится оценка модуля п°. Из (25.2) следует, что 
Необходимо отметить, что измерения навигационных параметров (НП) будут сопровождаться систематическими погрешностями — неизвестными аддитивными постоянными. Для дальномерных измерений это фазовый сдвиг 
 сведенных генераторов НИСЗ и генератора на борту 
 для радиально-скоростных измерений — разность частот 
 этих генераторов. 
Итак, для оценки точности определяемых параметров имеем систему уравнений погрешностей измерений вида 
 
 
где уточняемыми информационными параметрами служат 
 и два мешающих параметра 
 Положим, что комбинированные измерения выполняются одновременно по четырем НИСЗ и избыточность отсутствует. Кроме того, примем, что для упрощения алгоритма обработка измерений осуществляется в два этапа: вначале по дальномерным измерениям уточняется вектор положения, а затем по радиально-скоростным — вектор скорости. Отметим, что в таком случае уравнение (25.5) можно переписать так: 
Здесь 
 кроме собственных погрешностей измерения относительной скорости содержит слагаемое 
-Дрп, являющееся функцией погрешностей измерения дальностей. Для дальнейшего понадобится оценка порядка величины 
 
Положим, установлена оценка среднеквадратической ошибки модуля погрешности оценки 
 через СКО измерения дальности 
Тогда, используя (25.6), имеем 
 Но в силу 
 Положим, например, 
 (Гнисз 
 Тогда 
 Полагая 
 имеем 
 что значительно меньше шумовой погрешности 
 
Полученная оценка обосновывает переход от уравнений (25.5) к уравнениям (25.6), но уже с чисто шумовой погрешностью измерений. 
Сравнение уравнений (25.4) и (25.6) показывает, что точности определения координат 
 и скорости 
 подвижного объекта (ПО) фактически оцениваются по одним и тем же уравнениям. Отсюда следует важный вывод о геометрическом подобии корреляционных эллипсоидов погрешностей оценок положения и скорости, получаемых при обработке дальномерных и радиально-скоростных измерений. Для дальнейшего рассмотрения необходимо уточнить некоторые особенности точностных свойств навигационных определений. 
Из гл. 16 известно, что точность навигационной засечки характеризуется эллипсоидом рассеивания: 
 где 
 вектор-столбец оцениваемых параметров; 
 их корреляционная матрица. Матрица для схемы коррелированных нормальных ошибок измерений просто выражается через матрицу А (см. § 3.2) коэффициентов системы нормальных уравнений: