Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. КОМПЛЕКСНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ССРНСГЛАВА 23. ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ССРНС23.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИДля СРНС характерны сложная структура, информационные и управляющие связи между элементами разных уровней, пространственная разобщенность подсистем и потребителей (П) и т. п. (см. гл. 1). Общие методологические, технические и организационные аспекты проектирования и исследования подобных систем разрабатываются в рамках системотехнического научного направления. Применительно к конкретным системам задачи проектирования могут решаться так, как это сделано в [125, 146]. Не касаясь методологических вопросов, остановимся на основных специфических задачах, возникающих при проектировании СРНС. Их совокупность определяется прежде всего уровнем технических и эксплуатационных требований, предъявляемых к системе. Так, СРНС, наиболее полно отвечающая требованиям разнородных П, должна обеспечивать [117]: высокую точность определения места в единой (всемирной) системе координат (П, которым не нужна высокая точность, должны иметь возможность применения простой аппаратуры или упрощенных методов решения навигационной задачи); глобальность; непрерывность обсерваций при высокой оперативности; неограниченность числа обслуживаемых П (при использовании активного режима работы число П должно соответствовать заданному); уверенный прием навигационных сигналов в условиях естественных и искусственных помех. Кроме того, бортовая аппаратура потребителя (БАП) должна иметь допустимые габариты и массу и отвечать требованиям условий эксплуатации. Объем задач, глубина их проработки и решения зависят от степени использования существующих технических средств, научно-технического задела, опыта предшествующих разработок и т. п. Основные научно-технические задачи проектирования ССРНС, их связь между собой и основными характеристиками системы показаны на рис. 23.1. Рассмотрим кратко каждую из них.
Рис. 23.1. Характеристики ССРНС, определяющие основные задачи проектирования 1. Обеспечение синхронизации временных шкал сети НИСЗ с необходимой точностью связано с созданием высокостабильных бортовых (БХВ) и наземных (НХВ) хранителей времени и использованием высокоточных средств траекторных измерений. Помимо этого требуется исследовать и учитывать множество других факторов, влияющих на уход временных шкал НИСЗ {температура, магнитное поле, радиация, релятивистские эффекты и пр.). 2. Выбор метода радионавигационных измерений определяется требуемой точностью измерения РНП, допустимой продолжительностью интервала измерений, характеристиками достижимой стабильности опорных генераторов частоты на НИСЗ и П, приемлемой сложностью алгоритмов решения навигационной задачи и другими факторами. 3. При выборе рабочих частот навигационных радиоканалов необходимо прежде всего руководствоваться требованиями регламента радиосвязи [106], предусматривающего выделение специальных диапазонов радиочастот для навигации. При этом должны учитываться уровень потерь электромагнитной энергии сигнала при распространении радиоволн, в том числе при прохож: дении границ раздела различных сред, и допустимые рефракционные погрешности при измерении РНП. При использовании двухчастотного способа устранения ионосферных погрешностей обе частоты должны находиться в одном диапазоне и обеспечивагь требуемый уровень остаточной погрешности. С другой стороны, выбранный диапазон должен обеспечить создание антенно-фидерных устройств на НИСЗ и П с необходимым коэффициентом усиления при приемлемых габаритных характеристиках. Необходимо учитывать также наличие элементной базы как для передающих устройств НИСЗ, так и для приемоизмерительных устройств на П. 4. Структура и содержание кадра (формата) навигационного сигнала, как наиболее консервативного параметра системы, должны выбираться особенно тщательно. Навигационный сигнал обесцечивает необходимую точность измерения РНП, структурную устойчивость при приеме в условиях естественных и искуственных помех, минимальное время измерения РНП как при приеме сигнала на объекте-потребителе, так и по времени накопления данных (эфемериды, альманах и пр.) для решения навигационной задачи. Кадр сигнала должен содержать минимальной объем информации и в то же время иметь необходимый резерв для его совершенствования без доработок действующего парка аппаратуры П. Распределение информации в кадре должно быть удобным для обработки в ЭВМ БАП. Излучаемая мощность навигационного сигнала при выполнении условий нормального приема должна удовлетворять требованию минимального энергопотребления передающих устройств на НИСЗ. 5. Обеспечение П эфемеридной информацией о координатах и скоростях НИСЗ, прогнозированных на момент измерений, является одной из специфических задач, решаемых при проектировании СРНС. Эта задача распадается на ряд других значительных по сложности и объему задач по созданию командно-измерительных систем необходимой точности, единой (всемирной) системы координат и привязке пунктов КИК к этой системе, разработке схем организации траекторных измерений и способов их обработки и т. д. Для высокоточного долгосрочного прогнозирования координат НИСЗ важно знать геопотенциал и другие факторы, влияющие на движение НИСЗ. Время устаревания эфемеридной информации до предельно допустимых значений определяет длительность автономной работы НИСЗ без обновления начальных условий, а следовательно, загрузку наземных средств КИК сеансами связи с НИСЗ. Вид представления эфемеридной информации в кадре сигнала определяет объем запоминающих устройств НИСЗ и, с другой стороны, объем вычислительных процедур на П. 6. Выбор и обоснование структуры сети НИСЗ производятся исходя из заданной пространственной зоны обслуживания, мерности вектора состояния и обеспечения непрерывности навигационных определений при минимальном числе НИСЗ в системе. Высоту орбит НИСЗ выбирают такой, чтобы можно было измерять РНП с требуемой точностью и оперативностью. С другой стороны, высота орбиты должна быть минимальной для уменьшения энергетических затрат на выведение НИСЗ и потерь энергии радиоволн при распространении. Сеть НИСЗ должна обладать необходимой структурной устойчивостью, чтобы на весь период существования системы сохранялись территориально-временные характеристики обслуживания. При этом не исключается активная коррекция положения НИСЗ на орбите. Структура сети должна также обеспечивать управление НИСЗ и траекторные измерения с участков территории земного шара, где расположены пункты командно-измерительного комплекса (КИК). Помимо указанных требований имеется еще ряд условий, связанных с использованием существующих носителей, космодромов и пр. 7. Помехозащищенность обеспечивается выбором структуры навигационного сигнала, необходимым энергетическим потенциалом в месте приема, пространственной селекцией сигналов, сведением к минимуму внутрисистемных помех (разделение излучений НИСЗ), использованием нелинейных подавителей помех в приемном тракте аппаратуры п. 8. Геодезическое обеспечение призвано, как уже говорилось, способствовать точному долгосрочному прогнозированию движения НИСЗ. Кроме того, необходимо обеспечить пересчет координат из геоцентрической системы в любую другую (геодезическую, географическую, ортодромическую и пр.) и обратно без существенных потерь точности. Для решения задачи геодезического обеспечения СРНС могут разрабатываться программы исследований с использованием космических геодезических комплексов и гравиметрических средств. Помимо перечисленных основных задач при проектировании СРНС решается ряд крупных инженерно-технических задач по разработке, испытанию и изготовлению технических подсистем и комплексов. Прежде всего к ним относится создание НИСЗ как главного элемента СРНС, а также средств КИК с координационно-вычислительным центром (КВЦ), центра управления системой, системы быстродействующих наземных линий связи и т. п. Из анализа основных задач можно заключить, что они требуют, как правило, поиска компромиссных решений, а процесс проектирования СРНС имеет комплексный характер.
|
1 |
Оглавление
|