Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
27.3. ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СРНСВажным является вопрос о выборе показателя эффективности СРНС. Можно рассмотреть две схемы исследования и оценки эффективности СРНС: замкнутую и разомкнутую. По замкнутой схеме эффективность оценивается с помощью показателя, определяющего приращение, эффективности операций, в интересах которых используется СРНС. По разомкнутой эффективность оценивается по результатам решения только задач навигационных определений, без увязывания этой оценки с результатами решения потребителем его функциональных задач, вытекающих из целей и задач, которые определяет ему суперсистема. В случае замкнутой системы задается множество
Средняя по рассмотренным задачам эффективность СРНС
Например, способом оценки эффективности использования СРНС в народном хозяйстве по замкнутой схеме является подсчет доходов от выполнения всех операций, для решения которых привлекается спутниковая РНС. Такая схема позволяет оценивать решение задач навигационного обеспечения для транспортного и промыслового флота, геофизических судов, самолетов гражданской авиации. Основными факторами, определяющими ожидаемый экономический эффект от использования СРНС на транспортном флоте, являются увеличение эксплуатационной скорости и уменьшение вероятности посадок на мель. Использование системы на судах промыслового флота позволит получить экономический эффект за счет приращения эксплуатационной скорости, уменьшения вероятности посадок на мель, сокращения времени на лов и снижения вероятности потерь орудий лова. Внедрение спутниковой аппаратуры на геофизические суда позволит получить экономический эффект за счет увеличения производительности труда и роста годового объема работ, снижения себестоимости работ и сокращения объемов работ при выявлении нефтегазоносных структур. Для гражданской авиации экономический эффект от использования СРНС может быть получен за счет увеличения пропускной способности трасс и уменьшения количества коридоров в районах с наиболее интенсивным воздушным движением. Из сказанного следует, что экономическую эффективность использования СРНС в народном хозяйстве можно оценить по следующей формуле:
где К — коэффициент значимости, а В замкнутой модели наиболее полно отражается функциональное назначение системы, ее полезность и целесообразность применения для решения конкретных задач. К недостаткам замкнутой схемы можно отнести: трудность учета всех задач, решаемых системой, и определения значения показателей эффективности выполнения этих задач, а также сложность назначения коэффициента значимости. Кроме того, замкнутая модель в силу необходимости учета большого числа факторов и параметров, не относящихся непосредственно к СРНС, сглаживает влияние интересующих нас факторов на качество функционирования системы. Поэтому в ряде случае эффективность целесообразно оценивать по разомкнутой схеме. Тогда следует считать, что после получения информации от СРНС П и их действия из схемы оценки эффективности исключаются. Недостаток разомкнутой модели состоит, естественно, в том, что при этой схеме определяются лишь внутренние свойства анализируемой СРНС и применяемые показатели не позволяют оценить ее качества в смысле результатов применения системы. В то же время разомкнутая схема позволяет детально проанализировать влияние различных факторов на качество функционирования системы, выявить ее слабые звенья и выработать рекомендации по оптимизаций отдельных характеристик системы, чего лишена замкнутая схема. Чтобы оценить эффективность навигационной системы, необходимо выбрать такие критерии, которые с достаточной объективностью отражали бы влияние использования этой системы на выполнение задач П. Однако при этом число критериев должно быть сведено к разумному минимуму, поскольку многокритериальность затрудняет сравнительный анализ систем и их оптимизацию. Известно, что для оптимизации удобно использовать один критерий, который отражает наиболее существенные свойства системы. В этом случае либо формируют частный критерий, выбирая из множества характеристик качества системы одну, наиболее важную, либо на базе множества частных критериев строят некоторый обобщенный, способный наиболее полно характеризовать систему. Обобщенный критерий представляется функционалом, зависящим от критериев эффективности функционирования, технико-эксплуатационной эффективности и экономической эффективности, зависящих, в свою очередь, от характеристик системы:
или
При упорядоченных по важности критериях
Функционал
Коэффициенты
Построенный таким образом обобщенный критерий соответствует методу ранжировки. Из условия (27.10) видно, что если решение получается сравнением критериев более высокого ранга, то влияние остальных критериев можно не учитывать. Достаточно общим критерием эффективности функционирования СРНС может служить критерий, определяемый как математическое ожидание относительной площади, в пределах которой навигационное обеспечение отвечает совокупности наиболее весомых требований:
где В (27.11) в качестве условного показателя выступает дробный член, где в числителе отражена площадь, обеспечиваемая навигационной информацией заданного качества, а в знаменателе — общая площадь Для получения частного точностного критерия совокупность требований и в сомножителе
где
Оценка эффективности по этому критерию приобретает особенности при использовании математического моделирования. Для расчетов по точностному критерию строится модель функционирования СРНС, позволяющая рассчитывать точность навигационных определений в любой точке поверхности Земли и в любой момент времени. Если обозначить через
В качестве примера приводятся расчеты по соотношению (27.13) частного точностного критерия эффективности для условий использования сетевой СРНС наземным П, принимающим сигналы НИСЗ под углами выше 10° над горизонтом. Методом математического моделирования навигационных определений по сети Таблица 27.1 (см. скан) Вероятность НИСЗ СРНС Результаты расчета приведены в табл. 27.1, где для сопоставления показана строка, относящаяся к приему сигналов НИСЗ под углами к горизонту выше 25°. Из табл. 27.1 видно, как условия применения системы влияют на точностный показатель ее эффективности. Другим частным критерием может быть критерий экономической эффективности. За экономический частный критерий можно принять срок окупаемости СРНС в народном хозяйстве: Ток СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ(см. скан) (см. скан) (см. скан)
|
1 |
Оглавление
|