Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
Рис. 7.3. (см. скан) Взаимное расположение НИСЗ (точка С) и потребителя (точка в моменты излучения и приема радиосигнала: момент излучения, (2 — момент приема; измеряемая геометрическая дальность
распространения сигнала и П изменили свои координаты. Это изменение необходимо учитывать при составлении и решении навигационных уравнений.
Для синтеза и анализа устройств измерения дальности и скорости удобнее пользоваться представлением (7.4) в виде ряда Тейлора:
Для низко динамичных объектов (с малыми скоростью и ускорением) члены этого ряда быстро убывают, обусловливая хорошую сходимость ряда на интервалах времени, сравнимых с «временем памяти» устройств измерения, и поэтому при практических расчетах производные выше 3-й степени во внимание не принимаются [164] (рис. 7.4).
Глобальность и возможность непрерывного определения координат с помощью ССРНС типа «Глонасс» и «Навстар» увеличат номенклатуру потребителей по сравнению с СРНС «Цикада» и «Транзит». Появилась возможность использовать АП на высокодинамичных самолетах и космических аппаратах. Это значительно расширило диапазон значений производных дальности и скорости. Так, при координированном развороте самолета с углом крена 45° дополнительное постоянно действующее ускорение составляет [127], при выполнении маневров самолетами типа ускорение может достигать [135]. При этом
Рис. 7.4. Динамика движения объекта; потребитель неподвижный наземный, высота орбиты и
наряду с ускорениями могут присутствовать последующие производные дальности. Например, 3-я производная при резких маневрах, называемая «рывком», может достигать По данным [19] АП гражданских самолетов должна отслеживать НИСЗ во время маневров с ускорениями до и скорости изменения ускорения
С учетом изложенного в случайные величины, характеризующие соответственно начальную дальность, постоянные составляющие радиальной скорости и радиального ускорения. Обычно считают, что эти величины являются гауссовскими с известными характеристиками.
В ряде случаев для описания запаздывания радиосигналов, учитывающего взаимную подвижность объектов, целесообразно использовать линейную модель, выражаемую следующей системой уравнений [153]:
где случайные процессы, определяющие соответственно радиальную скорость и радиальное ускорение; величина, обратная постоянной времени маневра; гауссовский стационарный белый шум.
При такой модели ускорение рассматривается как случайный процесс с экспоненциальной функцией корреляции
где
Для дальнейшего изложения целесообразно привести матричную форму записи системы уравнений (7.6). Полагая
получаем
Ясно, что системой (7.8) можно учитывать и более высокие производные.
В (7.7) дисперсия ускорения и коэффициент характеризующий интервал корреляции процесса определяются типом и подвижностью объекта навигации. Если переменные случайные величины, а не процессы, то модель (7.6) переходит в полиномиальную (7.5).
На точность измеряемых навигационных параметров сильно влияет ограниченная стабильность опорного генератора АП. Высокостабильные кварцевые генераторы с термостатированием характеризуются номинальной частотой и действительным значением частоты (ДЗЧ), которая в рабочем режиме флуктуирует под воздействием внешних факторов. Многочисленные исследования стабильности частоты кварцевых и других генераторов показали, что влияние различных источников шума (белый фазовый шум, белый частотный шум, мерцание фазы и частоты, случайное блуждание частоты) можно свести к модели, которая описывается спектральной плотностью частоты в виде дробно-рациональной функции, причем соответствующие дисперсии флуктуации частоты пропорциональны где [83]. Это позволяет для описания модели флуктуаций фазы использовать уравнения, подобные (7.6). Следует отметить, что уходы ДЗЧ с интервалом корреляции более десятков секунд можно определить при решении навигационно-временных задач. Флуктуации ДЗЧ со значительно меньшими интервалами корреляции не могут быть оценены и становятся источниками дополнительных погрешностей.
Под действием на ОГ указанных ускорений и их производных появляется так называемая -неустойчивость», составляющая по оценкам специалистов [113]. Для уменьшения влияния ускорений следует использовать дополнительную информацию от датчиков ускорений автономных навигационных систем объекта.