Главная > Химия в действии, Ч.2
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
<< Предыдущий параграф Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
380
381
382
383
384
385
386
387
388
389
390
391
392
393
394
395
396
397
398
399
400
401
402
403
404
405
406
407
408
409
410
411
412
413
414
415
416
417
418
419
420
421
422
423
424
425
426
427
428
429
430
431
432
433
434
435
436
437
438
439
440
441
442
443
444
445
446
447
448
449
450
451
452
453
454
455
456
457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
475
476
477
478
479
480
481
482
483
484
485
486
487
488
489
490
491
492
493
494
495
496
497
498
499
500
501
502
503
504
505
506
507
508
509
510
511
512
513
514
515
516
517
518
519
520
521
522
523
524
525
526
527
528
529
530
531
532
533
534
535
536
537
538
539
540
541
542
543
544
545
546
547
548
549
550
551
552
553
554
555
556
557
558
559
560
561
562
563
564
565
566
567
568
569
570
571
572
573
574
575
576
577
578
579
580
581
582
583
584
585
586
587
588
589
590
591
592
593
594
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

АЛКАНЫ

В табл. 17.3 указаны названия и формулы шести первых членов гомологического ряда алканов. В разд. 17.1 указаны номенклатурные правила ИЮПАК, которыми определяются систематические названия алканов.

Физические свойства

Температуры плавления и кипения алканов систематически возрастают по мере увеличения в их молекулах числа атомов углерода. На рис. 18.2 показано, как происходит повышение температуры кипения у первых восьми членов ряда алканов по мере увеличения в их молекулах числа атомов углерода. Алканы с числом атомов углерода от одного до четырех (от метана до бутана включительно) при комнатной температуре и нормальном давлении представляют собой бесцветные газы. Алканы с числом атомов углерода от 5 до 16 при нормальных условиях представляют собой жидкости, а алканы с еще большим числом атомов углерода - твердые вешества.

Все алканы нерастворимы в воде, но растворимы в органических растворителях, например этаноле (этиловом спирте) и этоксиэтане (диэтиловом эфире).

Лабораторные методы получения

Алканы легко получают из природного сырья (см. разд. 18.3), и поэтому обычно не возникает необходимости синтезировать их лабораторными или промышленными методами. В практических применениях алканы обычно используются в виде смесей и поэтому редко возникает необходимость выделить и подвергнуть очистке какой-либо

Рис. 18.2. Температуры кипения первых восьми членов гомологического ряда неразветвленных алканов.

конкретный алкан. Для получения чистых алканов в лабораторных условиях может использоваться много способов. Например, алканы можно получать восстановлением соответствующих алкенов с помощью тонкоизмельченного палладиевого или платинового катализаторов (см. ниже). Другой лабораторный способ получения алканов заключается в проведении гидролиза алкилмагнийгалогенидов (реактивов Гриньяра, см. гл. 19).

Химические свойства

Алканы обладают сравнительно низкой химической активностью. Например, они не вступают в реакции с соединениями следующих классов: с сильными кислотами, например с соляной кислотой; с сильными основаниями, например с гидроксидом натрия; с сильными окислителями, например с перманганатом калия; с сильными восстановителями, например с натрием.

Низкая реакционная способность алканов обусловлена отсутствием электронодефицитных центров в их молекулах. Это в свою очередь объясняется тем, что углерод и водород обладают приблизительно одинаковой электроотрицательностью (см. табл. 2.2).

Однако алканы вступают в реакции замещения, например с хлором, и, кроме того, разумеется, в реакции горения. В реакциях обоих этих типов происходит гомолитическое расщепление (или гомолиз) ковалентных связей в молекулах алканов. Это означает, что указанные реакции осуществляются по радикальному механизму.

Горение

При наличии достаточного количества воздуха или кислорода алканы сгорают с образованием диоксида углерода и воды. В условиях ограниченного доступа кислорода алканы сгорают с образованием моноксида углерода и воды.


Моноксид углерода образуется при работе автомобильных двигателей в условиях замкнутого пространства. Высокий уровень содержания моноксида углерода обнаруживается в местах усиленного транспортного движения на городских улицах, застроенных высокими зданиями. В центральных частях больших городов был обнаружен уровень содержания моноксида углерода, превышающий 60 м. д. (м. д.-миллионные доли), тогда как по нормам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) предельное содержание этого загрязнителя воздуха не должно превышать 9 м. д. в течение 8 ч или 36 м. д. в течение 1 ч. Эти нормы установлены в связи с сильной токсичностью моноксида углерода, который блокирует связывание гемоглобина крови с кислородом и тем самым препятствует нормальному дыханию. Вдыхание значительных количеств моноксида углерода вызывает повышенную утомляемость и головные боли. Моноксид углерода содержится также в сравнительно высоких концентрациях в сигаретном дыме.


В условиях очень ограниченного доступа воздуха алканы сгорают с образованием углерода в числе прочих продуктов. Свечение углеводородного пламени как раз и обусловлено наличием в нем тлеющих частичек углерода. Например, метан горит в бунзеновской горелке при полностью открытом отверстии для воздуха горячим бесцветным пламенем. Если закрыть это отверстие и тем самым резко ограничить доступ воздуха, образуется светящееся пламя.


Газовая сажа, которая используется в качестве пигмента для изготовления копировальной бумаги и типографских красок, а также наполнителя резины ттри изготовлении автомобильных шин, образуется при неполном сгорании алканов.


Механизм процессов горения очень сложен и полностью еще не установлен. Он включает сложную последовательность радикальных реакций. Однако суммарные реакции можно представить простыми стехиометрическими уравнениями. Например, горение метана должно включать одну или несколько следующих реакций в зависимости от условий доступа воздуха или кислорода:

1) при обильном доступе кислорода

2) при ограниченном доступе кислорода

3) при очень ограниченном доступе кислорода

Реакции с хлором

Алканы не реагируют с хлором в темноте. Однако на солнечном свету они подвергаются ряду реакций замещения. Например, смесь метана с хлором на солнечном свету взрывается, в результате чего образуются смесь хлорометана дихлорометана трихлорометана и тетрахлорометана

Эта реакция является примером фотохимической цепной реакции (см. разд. 9.2). Она осуществляется в три стадии: инициирование, развитие и обрыв цепи.

Инициирование (зарождение цепи). Эта стадия представляет собой гомолитическое расщепление молекулы хлора с образованием радикалов хлора

Развитие цепи. Эта стадия включает множество реакций, приводящих к образованию таких продуктов, как и Например,

Алканы бурно реагируют с фтором. Их реакции с бромом протекают намного медленнее, чем с хлором. Как правило, они не реагируют с иодом.

Реакции алканов с бромом протекают гораздо селективнее, чем их реакции с хлором. Например, в присутствии солнечного света хлор реагирует с пропаном, образуя почти эквимолярную смесь и . Однако соответствующая реакция пропана с бромом приводит к образованию смеси из и лишь

Крекинг

Так называется процесс, в котором происходит разрыв связей в молекулах алканов с длинными цепями и образуются менее крупные молекулы алканов и алкенов (см. также разд. 18.3). Состав продуктов крекинга зависит от условий, в которых он проводится.

Термический крекинг. Крекинг такого типа называется также пиролизом. В этом процессе алканы нагревают до температур . При таких температурах происходит гомолитический разрыв углерод-углеродных связей в молекулах алканов. Эти реакции протекают по цепным механизмам с участием разнообразных радикалов. Рассмотрим их на сравнительно простом примере - термическом крекинге бутана.

Инициирование. На этой стадии происходит образование метального, этильного и пропильного радикалов:

ИЛИ

Развитие цепи. Эти алкильные радикалы реагируют с молекулами бутана, образуя бутильные радикалы. Например,

Затем связи в бутильных радикалах подвергаются гомолитическому расщеплению с образованием молекул алкенов и новых радикалов

Помимо этого возможны также самые разнообразные другие стадии развития цепи.

Обрыв цепи. Как обычно, эта стадия наступает, когда два радикала соединяются друг с другом, образуя какую-либо молекулу. Например,

Рис. 18.3. Каталитический крекинг алканов.

На практике термический крекинг бутана приводит к образованию смеси метана, этана, этилена, пропена, 1-бутена, 2-бутена и водорода.

Каталитический крекинг. Этот метод крекинга заключается в том, что алкан пропускают над поверхностью катализатора при температурах 400-500 °С. Обычно в качестве катализаторов крекинга используют смесь оксида алюминия с кремнеземом либо оксидом . Подобно термическому крекингу, каталитический крекинг тоже приводит к образованию смеси алканов и алкенов, обладающих более короткими углеродными цепями. Однако в отличие от термического крекинга каталитический крекинг имеет ионный механизм. Использование в качестве катализаторов ионных оксидов приводит к образованию карбанионов и карбкатионов.

Каталитический крекинг можно продемонстрировать в лабораторных условиях с помощью установки, схематически изображенной на рис. 18.3. Присутствие алкенов в смеси образовавшихся продуктов можно обнаружить, встряхивая ее с бромной водой. Ненасыщенные соединения обесцвечивают бромную воду (см. ниже).

При проведении этого эксперимента следует позаботиться о том, чтобы после прекращения нагрева или при уменьшении скорости образования пузырьков газа отводная трубка была вынута из воды, иначе через трубку в горячую пробирку будет втягиваться вода.

Нитрование

Нитрование алканов (замещение атома водорода на нитрогруппу) может осуществляться с помощью азотной кислоты. Эта реакция протекает в паровой фазе при температурах порядка

Высшие алканы при нитровании образуют смеси продуктов. Для их разделения используется фракционная перегонка. Нитроалканы используются в качестве растворителей.

1
Оглавление
email@scask.ru