Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
53. Явление самосинхронизации в скоростных гироскопических опорахВ представленном исследовании специфические гироскопические свойства ротора в подшипниках нигде не фигурируют. Однако это исследование ставит себе целью описать и объяснить ряд явлений, наблюдаемых на практике именно в гироскопических приборах и определяемых, по-видимому, тем соотношением параметров, которое характерно для гироскопических опор. Особенности скоростных узлов гироскопов таковы: высокая угловая скорость вращения ротора, наличие осевого натяга радиально-упорных подшипников, высокая точность изготовления элементов опоры и др. Изучая движение ротора, будем прежде всего иметь в виду ротор гироскопа, хотя, возможно, сфера проявления изучаемых эффектов шире. Объект исследования изображен на рис. 58. Будем полагать эту систему состоящей из трех тел: ротора, имеющего две степени свободы линейных перемещений в радиальной плоскости, и двух комплектов шариков вместе с сепараторами для каждого из подшипников. Комплект шариков с сепаратором имеет одну степень свободы относительно неподвижного кольца. Обычно принимается, что сепаратор с шариками не имеет собственной степени свободы и вращается с фиксированной скоростью, определяемой скоростью вращения ротора и размерами элементов подшипника. Учет в данной задаче собственной свободы сепаратора означает, что в режиме гидродинамического контакта шарики могут проскальзывать и скорость сепаратора может не совпадать с указанным выше кинематическим значением, а будет определяться балансом действующих на тела качения сил. Считая, что сепаратор имеет одну степень свободы, полагаем, что скорости шариков кинематически связаны со скоростью сепаратора так, что сепаратор с шариками представляет собой одно тело с приведенным моментом инерции вокруг оси вращения.
Рис. 58 Движение ротора будем описывать в переменных В задаче не учитываются прочие возможные степени свободы. Они мало влияют на существо описываемого ниже явления, которое наиболее ясно может быть изучено в приведенной выше схеме. В радиальной плоскости на ротор действуют упругие и диссипативные силы, его уравнения движения по этим координатам имеют вид
Здесь Уравнение движения сепаратора первого подшипника запишем в виде
где Если скорость вращения сепаратора не совпадает с кинематической, то со стороны колец к нему приложены моменты В данной задаче используется структура силовой функции упругих сил неидеального подшипника в ее простейшем представлении, содержащим лишь квадратичную часть и одну из гармоник линейной части:
где К — радиальная жесткость подшипника; В данном случае рассматриваются дефекты, проявляющиеся на частоте вращения сепаратора (например, разномерность шариков), что не принципиально; можно было бы рассматривать произвольную частоту введением коэффициента Учитывая все сказанное выше, получим следующие уравнения движения системы:
Для дальнейшего удобно ввести в рассмотрение безразмерное время
Постоянные коэффициенты этой системы связаны с исходными физическими параметрами задачи следующим образом:
Штрихом обозначено дифференцирование по безразмерному времени. Приведем эти уравнения к форме, более удобной для аналитического исследования, введя переменные
В результате в новых переменных получим следующую систему:
Система (53.1) обладает специфической нелинейностью: некоторые из искомых переменных Будем рассматривать случай резонанса, считая малыми следующие разности: В соответствии с общей процедурой исследования резонанса (см. разд. 23) выполним замену
откуда выразим
Подставляя эти соотношения в (53.2), получим
В системе (53.3) первые семь переменных можно рассматривать как медленные, если считать коэффициенты трения, а также дефекты подшипников малыми. Фазы
Возможны два типа стационарных режимов в системе (53.4), при которых движание одного сепаратора захватывает движение другого так, что они движутся с одинаковой скоростью Рассмотрим режим первого типа. Для него уравнения стационарного движения примут вид
Решение этих нелинейных уравнений относительно переменных
или в исходных переменных
Здесь через М обозначено: Физически различных режимов в системе два. Верхнему знаку в (53.5) соответствует Для того чтобы решения (53.5) существовали, необходима и достаточна положительность подкоренного выражения в формуле для
Знак равенства в (53.6) определяет границу области существования режимов самосинхронизации. Рассмотрим уравнение границы в плоскости Разрешая (53.6) относительно
Кривая является гиперболой, ее графическое представление дано на рис. 59. Если проскальзывающий подшипник идеален Изучим теперь поведение границы области существования в плоскости
Подставляя (53.7) в (53.6), получим
Эта кривая представляет собой улитку Паскаля (рис. 60). Из (53.8) можно получить простые необходимые условия существования режима Отсюда видно, что при достаточно большом демпфировании Если демпфирование таково, что прямая Соответствующий вид амплитудно-частотных характеристик, построенных по формуле (53.5), представлен на рис. 61. Часть области существования (рис. 60), лежащая ниже оси
Рис. 59
Рис. 60а
Рис. 60б
Рис. 60в
Рис. 61 видно, что возможности осуществления такого режима меньше, чем для Следовательно, более вероятно проскальзывание того сепаратора, у которого кинематическая скорость выше. Для исследования устойчивости достаточно записать уравнения в вариациях системы (53.4): (см. скан) Характеристический определитель этой системы имеет вид
Раскрывая этот определитель, получим характеристическое уравнение системы в вариациях, которое может быть приведено к виду
откуда сразу получаем два корня: При малых
Из (53.9) непосредственно видно, что необходимым и достаточным условием асимптотической устойчивости режима является условие В случае проскальзывания в обоих подшипниках установившаяся скорость обоих сепараторов Уравнения для нахождения стационарного режима в соответствии с (53.4) примут вид
Решения этих уравнений для неизвестных
Рис. 62
Рис. 63
Условие существования этого режима определяется неравенством
Граница области существования в переменных х, v — гипербола (рис. 62). Этот режим, в отличие от предыдущего, не имеет ограничений сверху по величине расстройки Л. Устойчивость исследуется аналогично предыдущему случаю. Вид амплитудно-частотной характеристики, построенной по формуле (53.10), представлен на рис. 63. Изученное явление может быть причиной самых различных явлений, наблюдаемых на практике. Приведем некоторые из них. Навязанное сепаратору динамикой системы проскальзывание со скоростью Известно, что при наличии проскальзывания уменьшается трение верчения. При интенсивном проскальзывании трение верченця невелико и так называемый спин шарика становится неустойчивым — на поверхности шарика появляется несколько беговых дорожек. Спектр вибрации гироскопа имеет обычно расщепленный характер, т. е. состоит из пар близко расположенных одна к другой спектральных линий, что объясняется незначительным отличием скоростей вращения сепараторов и Если же имеет место самосинхронизация опор, то оба подшипника генерируют возмущения на одних и тех же частотах. Расщепленность спектра исчезает. При одних и тех же параметрах системы могут существовать как режимы с самосинхронизацией, так и без нее. Выбор системой режима движения зависит от начальных данных, а наличие случайных возмущений может переводить ее из одного режима в другой в случайные моменты времени. Это обстоятельство делает вибрацию нестационарной. Нестационарным будет и зависящий от нее уход гироскопа. С явлением самосинхронизации опор связано наличие в системе низкочастотных процессов с частотами, получаемыми из (53.9). Несколько замечаний по постановке задачи. Была рассмотрена система, в которой возмущение, действующее на ротор, имеет частоту, равную частоте вращения сепаратора, —
|
1 |
Оглавление
|