Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
14. Умножение отрицательных чиселЧтобы подсчитать, чему равно трижды пять, надо сложить три слагаемых, каждое из которых равно пяти:
Таблица 5
Таблица 6
С некоторой натяжкой то же объяснение годится и для произведения 1-5, если считать, что «сумма» из одного-единственного слагаемого равна этому слагаемому. Но произведение 0 • 5 или (-3) • 5 так не объяснишь: что означает сумма из нуля или из минус трех слагаемых? Можно, однако, переставить сомножители
Если мы хотим, чтобы произведение не изменялось при перестановке сомножителей — как это было для положительных чисел — то тем самым должны считать, что
Теперь перейдем к произведению (-3) • (-5). Чему оно равно: —15 или +15? Оба варианта имеют резон. С одной стороны, минус в одном сомножителе уже делает произведение отрицательным — тем более оно должно быть отрицательным, если отрицательны оба сомножителя. С другой стороны, в табл. 7 уже есть два минуса, но только один плюс, и «по справедливости» (-3)-(-5) должно быть равно +15. Так что же предпочесть? Таблица 7
Вас, конечно, такими разговорами не запутаешь: из школьного курса математики Вы твердо усвоили, что минус на минус дает плюс. Но представьте себе, что Ваш младший брат или сестра спрашивает Вас: а почему? Что это — каприз учительницы, указание высшего начальства или теорема, которую можно доказать? Обычно правило умножения отрицательных чисел поясняют на примерах вроде представленного в табл. 8. Таблица 8
Можно объяснять и иначе. Напишем подряд числа
Теперь напишем те же числа, умноженные на 3:
Легко заметить, что каждое число больше предыдущего на 3. Теперь напишем те же числа в обратном порядке (начав, например, с 5 и 15):
и продолжим дальше:
При этом под числом —5 оказалось число —15, так что 3 • (-5) = -15: плюс на минус дает минус. Теперь повторим ту же процедуру, умножая числа 1,2,3,4,5 ... на —3 (мы уже знаем, что плюс на минус дает минус):
Каждое следующее число нижнего ряда меньше предыдущего на 3. Запишем числа в обратном порядке
и продолжим:
Под числом —5 оказалось 15, так что (-3) • (-5) = 15. Возможно, эти объяснения и удовлетворили бы Вашего младшего брата или сестру. Но Вы вправе спросить, как же обстоят дела на самом деле и можно ли доказать, что (-3) • (-5) = 15? Ответ здесь таков: можно доказать, что (-3) • (-5) должно равняться 15, если только мы хотим, чтобы обычные свойства сложения, вычитания и умножения оставались верными для всех чисел, включая отрицательные. Схема этого доказательства такова. Докажем сначала, что 3 • (-5) = -15. Что такое —15? Это число, противоположное 15, т. е. число, которое в сумме с 15 дает 0. Так что нам надо доказать, что
В самом деле,
(Вынося 3 за скобку, мы воспользовались законом дистрибутивности ab + ас = а(b + с) при Докажем теперь, что (-3) • (-5) = 15. Для этого запишем
и умножим обе части равенства на —5:
Раскроем скобки в левой части:
т. е. (-3) • (-5) + (-15) = 0. Таким образом, число
|
1 |
Оглавление
|