Пред.
След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
47. Случай p = 0. Квадратный кореньНачнем с уравнения
Тут есть три варианта (а) q = 0: уравнение имеет единственное решение х = 0. (б) q > 0: решений нет, так как неотрицательное число 2 в сумме с положительным числом q не дает 0. (в) q < 0: уравнение перепишем в виде и надо искать числа, квадрат которых равен (положительному) числу -q. Факт. Для любого положительного числа с существует положительное число, квадрат которого равен с. Определение. Положительное число, квадрат которого равен с, называется квадратным корнем из с и обозначается (Кроме того, считают равным 0.) Мы уже встречали в разложении на множители Теперь мы в тех же целях используем вместо Как решить уравнение :
последнее уравнение имеет два решения и других решений нет. Вы спросите: к чему все это? Если то по определению (и если х = -у/с — тоже). Да, это так. Но наше разложение на множители доказывает также, что других решений нет (в самом деле, если то оба сомножителя не равны нулю). Существование квадратного корня из положительного числа с можно объяснить так. Посмотрим, как меняется если х возрастает, начав с нулевого значения. Чем больше х, тем больше поэтому также возрастает. Вначале было меньше с. Когда очень велико, то еще больше, поэтому при больших . Итак, было меньше с, а стало больше с. Следовательно, в какой-то момент оно должно было сравняться с числом с. В предыдущей фразе слово «следовательно» заменяет несколько глав учебника высшей математики, где это обосновывается с помощью специальной «теоремы о промежуточных значениях». Современному человеку привыкшему к калькулятору с клавишей , трудно представить себе, каким потрясением было появление квадратных корней для древних греков, которые первыми обнаружили, что квадратный корень из двух не записывается в виде дроби, числитель и знаменатель которой — целые числа. (А никаких других способов записывать числа у них не было). Задача 242. Докажите, что
при любых целых . (Как говорят, иррационален; рациональными числами называют дроби с целым числителем и знаменателем, иррациональными — числа, не представимые в виде таких дробей.) Решение. Пусть Возможны три случая: (а) нечетны; (б) четно, нечетно; (в) нечетно, четно. (Четвертый случай — тип четны — можно не рассматривать, так как в этом случае можно сокращать на 2, пока мы не придем к одному из случаев (а) - (в).) Четное число записывается в виде , где k — целое; нечетное число записывается в виде
Противоречие: (четное число) +1 = (четное число).
Противоречие: (четное число) = (четное число) +1.
Противоречие: (четное число) +1 = (четное число). Итак, все три случая невозможны. Задача 243. Доказать, что число иррационально. У казание. Всякое целое число имеет вид или Заявляя, что мы решили уравнение и получили ответ или мы, в сущности, хвастаемся понапрасну. На самом деле мы не решили его, введя обозначение , а расписались в своем неумении его решать — ведь и означает «положительное число, квадрат которого равен 2», т. е. «положительное решение уравнения
|
1 |
Оглавление
|