Аналогии с квантовыми процессами
Существует большая совокупность опытов, в которых происходят явления, очень сходные с квантовыми процессами. Эти аналогии имеет смысл рассмотреть здесь, так как это поможет лучше уяснить
результаты квантовой теории. Параллельно будут также приведены некоторые интересные рассуждения о причинах, обусловливающих само существование таких аналогий.
27. Соотношение неопределенностей и некоторые формы нашего мышления.
Человек, пытающийся наблюдать, о чем он думает в тот самый момент, когда размышляет на какую-нибудь тему, вообще должен согласиться, что он вносит с этого времени непредсказываемые и неконтролируемые изменения в ход своих мыслей. В настоящее время неизвестно точно, почему это происходит, ниже будут приведены некоторые правдоподобные объяснения. Тесная аналогия получается, если сравнить: 1) состояние мысли в данный момент с положением частицы и 2) общее направление изменения этой мысли с импульсом частицы.
Однако надо помнить, что человек может всегда приблизительно описать, о чем он думает, не внося заметных возмущений в ход своих мыслей. Но если он пытается сделать это описание точным, то он обнаруживает, что или предмет его мыслей, или их течение, или иногда и то, и другое, начинает сильно отличаться от тех, которые были до того, как он пытался их наблюдать. Таким образом, действия, стремящиеся сделать определенной какую-то сторону процесса мышления, вносят непредсказываемые и неконтролируемые изменения в другие важные стороны этого процесса.
Дальнейшее развитие этой аналогии приводит к тому, что значимость процесса мышления начинает обнаруживать, если можно так сказать, квантовый характер. Так, если человек стремится приписать своим мыслям все более точно определенные элементы, то он в конце концов достигает состояния, когда дальнейший анализ становится бессмысленным. Поэтому, по-видимому, частично значение каждого элемента процесса мышления основано на его неисключаемых и не полностью контролируемых связях с другими элементами. Аналогично некоторые характеристические свойства квантовой системы (например, волновая или корпускулярная природа) зависят от неисключаемой и не полностью контролируемой квантовой связи с окружающими предметами (см. пп. 24—26). Таким образом, процессы мышления и квантовые системы подобны друг другу в том отношении, что их нельзя разложить на слишком мелкие независимые элементы, так как «внутренняя» природа каждого элемента не есть свойство, существующее отдельно и независимо от других элементов, а наоборот, это свойство возникает частично из связи одного элемента с другими. В обоих случаях разложение на
независимые элементы правильно только, если оно настолько приближенно, что никакое заметное изменение в различных неразрывно связанных частях не будет зависеть от этого разложения.
Существует также подобие между процессами мышления и классическим пределом квантовой теории. Логический процесс соответствует наиболее общему типу процесса мышления так же, как классический предел соответствует самому общему квантовому процессу. В логическом процессе мы имеем дело с классификациями. Надо представить себе, что эти классификации совершенно разделены, но связаны законами логики, которые, возможно, аналогичны причинным законам классической физики. В любом процессе мышления составляющие представления не разделены, а текут непрерывно и неделимо. Попытка разложить их на отдельные части нарушает или изменяет их смысл. Однако существуют определенные типы понятий (в том числе и классификация предметов), для которых можно, не производя никаких существенных изменений, пренебречь неделимой и не полностью контролируемой связью с другими мыслями. Наоборот, связь можно рассматривать как причинную и следовать законам логики.
Логически определимые понятия играют такую же фундаментальную роль в абстрактном и точном мышлении, какую играют отдельные предметы и явления в нашем обычном описании мира. Без развития логического мышления мы не имели бы ясного способа выражения результатов наших мыслей и способа проверки их правильности. Таким образом, как и жизнь была бы невозможна, если квантовая теория не имела бы своего существующего классического предела, так и мышление, как мы знаем, было бы невозможно, если бы нельзя было выразить его результаты в понятиях логики. Однако основной процесс мышления, вероятно, не может быть изображен как логический. Например, многие люди замечали, что новые идеи часто приходят внезапно, после долгих и бесполезных исканий и без видимой непосредственной причины. Мы полагаем, что если пренебречь промежуточными неделимыми нелогическими этапами, осуществляемыми в действительном процессе мышления, и ограничиться логической терминологией, то возникновение новых идей представляет тесную аналогию с квантовым скачком. Аналогичным образом, действительное понятие квантового скачка, по-видимому, необходимо в процессе описания квантовой системы, которая фактически представляет собой неделимое целое в терминах слов и понятий, предполагающих, что эта система может быть разложена на независимые части (см., например, гл. 22, п. 14).