Пред.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 След.
Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO
ПредисловиеПри написании книги, которая охватывала бы проблемы обучения, самообучения и адаптации в автоматических системах, возникает целый ряд трудностей.
Несмотря на относительную новизну этой проблемы, число работ, так или иначе с ней связанных, довольно велико, и составление даже краткого обзора этих работ заняло бы много места и потребовало бы большого времени. Но если бы эта трудность и была преодолена, то все равно нас ожидало бы еще одно препятствие, вызванное традицией, присущей, в частности, и теории автоматического управления. Вот уже который год для решения одних и тех же задач создаются различные методы, которые после некоторого периода соревнования либо забываются, либо, как это чаще случается, продолжают мирно сосуществовать. Если учесть еще, что самих задач также немало, то можно себе представить состояние специалиста, пытающегося разобраться в проблеме адаптации. Подобное состояние пережил и автор, когда летом 1965 г. он занялся подготовкой доклада «Адаптация, обучение и самообучение в автоматических системах» к 3-му Всесоюзному совещанию по автоматическому управлению (Одесса, сентябрь 1965 г.). Нужно было искать выход из создавшегося положения. Такой выход мог быть найден только в коренной ломке уже упоминавшейся традиции. Вместо рассмотрения одних и тех же задач различными методами была предпринята попытка рассмотреть различные задачи одним и тем же методом. Вначале надежда на успех основывалась только на вере в существование каких-то общих закономерностей, которым должна подчиняться адаптация. Но после того как удалось нащупать некоторые из этих закономерностей, надежда превратилась в уверенность. В основу развиваемого в этой книге общего подхода, охватывающего разнообразные задачи адаптации, были положены вероятностные итеративные методы. За небольшой промежуток времени, прошедший с момента выдвижения этого подхода, удалось не только уточнить и развить ряд утверждений, но и обнаружить, что результаты многих работ по адаптации и обучению, как появившихся в самое последнее время, так и работ прежних лет, которым по разным причинам не было уделено достаточного внимания, подчиняются закономерностям, вытекающим из этого общего подхода. Развиваемый подход не только упрощает решение известных задач, но и позволяет решать многие новые задачи. Разумеется, мы далеки от мысли, что излагаемый в этой книге подход охватывает все работы по адаптации, обучению и самообучению и тем более работы, в которых эти термины только фигурируют. Возможно, что ряд существенных работ остался вне поля зрения, но если это и так, то не потому, что они неинтересны или неважны, а потому, что пока еще нет более общей концепции, которая могла бы охватить и их. Оглавление книги дает о ней достаточно полное представление, и вряд ли стоит заниматься подробным пересказом ее содержания. Но о некоторых особенностях книги сказать нужно. Мы отказываемся от подробного доказательства многих высказываемых положений. Сделано это по ряду причин. Во-первых, это сильно увеличило бы объем книги и изменило задуманный стиль. Во-вторых, неизбежная при этом перегрузка деталями и тонкостями помешала бы, как нам кажется, выделить и подчеркнуть общие идеи адаптации и обучения. Наконец, не все доказательства имеют ту форму, которая совмещала бы общность с краткостью, и, как ни грустно в этом сознаться, мы пока еще не обладаем всеми без исключения нужными доказательствами. Автор пытался изложить все вопросы «настолько просто, насколько это возможно, но не проще». Наряду с изложением общих идей и их применением к разнообразным задачам современной теории управления и смежных областей — теории надежности, исследования операций, теории игр, теории конечных автоматов и т. п., в книге формулируются различные по важности, сложности и конкретности задачи, ждущие своего решения. В основном тексте книги почти полностью отсутствуют ссылки на литературу, тем или иным образом связанную с рассматриваемыми вопросами. Это сделано умышленно, чтобы не прерывать изложения частыми ссылками. Зато в конце книги помещен подробный обзор литературы по адаптации и обучению. Помимо обзора, здесь делаются различные дополнения и замечания, а полученные результаты сопоставляются с известными ранее. Указатель основных обозначений облегчит читателю знакомство с любой из интересующих его глав по применению адаптивного подхода независимо от чтения остальных глав. Эта книга не могла бы быть написана, если бы автор не опирался на поддержку своих молодых сотрудников Э. Аведьяна, И. Девятерикова, Г. Кельманса, П. Падеждина, Ю. Попкова и А. Пропоя, которые не только принимали активное участие в обсуждении результатов, но и оказали влияние на развитие и изложение многих из рассмотренных в книге вопросов. За их инициативу и энтузиазм, которые действовали так стимулирующе, автор приносит им глубокую благодарность. Автор признателен также З. Кононовой за большую помощь при оформлении рукописи книги. Наконец, автору приятно отметить большое участие В. Новосельцева, который при редактировании рукописи сделал многое для того, чтобы книга приняла по возможности завершенный вид. Если при чтении книги у читателя возникнет либо желание поспорить, либо стремление уточнить и развить ряд положений, либо, наконец, намерение использовать идеи адаптации для решения своих задач, т. е. если в конечном итоге читатель не останется равнодушным, то автор будет удовлетворен. Институт
автоматики и телемеханики
|
1 |
Оглавление
|