Главная > Адаптация и обучение в автоматических системах
НАПИШУ ВСЁ ЧТО ЗАДАЛИ
СЕКРЕТНЫЙ БОТ В ТЕЛЕГЕ
Следующий параграф >>
Пред.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210
211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241
242
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
259
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273
274
275
276
277
278
279
280
281
282
283
284
285
286
287
288
289
290
291
292
293
294
295
296
297
298
299
300
301
302
303
304
305
306
307
308
309
310
311
312
313
314
315
316
317
318
319
320
321
322
323
324
325
326
327
328
329
330
331
332
333
334
335
336
337
338
339
340
341
342
343
344
345
346
347
348
349
350
351
352
353
354
355
356
357
358
359
360
361
362
363
364
365
366
367
368
369
370
371
372
373
374
375
376
377
378
379
След.
Макеты страниц

Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше

Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике

ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЬ
ZADANIA.TO

Предисловие

При написании книги, которая охватывала бы проблемы обучения, самообучения и адаптации в автоматических системах, возникает целый ряд трудностей.

Несмотря на относительную новизну этой проблемы, число работ, так или иначе с ней связанных, довольно велико, и составление даже краткого обзора этих работ заняло бы много места и потребовало бы большого времени. Но если бы эта трудность и была преодолена, то все равно нас ожидало бы еще одно препятствие, вызванное традицией, присущей, в частности, и теории автоматического управления. Вот уже который год для решения одних и тех же задач создаются различные методы, которые после некоторого периода соревнования либо забываются, либо, как это чаще случается, продолжают мирно сосуществовать. Если учесть еще, что самих задач также немало, то можно себе представить состояние специалиста, пытающегося разобраться в проблеме адаптации.

Подобное состояние пережил и автор, когда летом 1965 г. он занялся подготовкой доклада «Адаптация, обучение и самообучение в автоматических системах» к 3-му Всесоюзному совещанию по автоматическому управлению (Одесса, сентябрь 1965 г.). Нужно было искать выход из создавшегося положения. Такой выход мог быть найден только в коренной ломке уже упоминавшейся традиции. Вместо рассмотрения одних и тех же задач различными методами была предпринята попытка рассмотреть различные задачи одним и тем же методом. Вначале надежда на успех основывалась только на вере в существование каких-то общих закономерностей, которым должна подчиняться адаптация. Но после того как удалось нащупать некоторые из этих закономерностей, надежда превратилась в уверенность.

В основу развиваемого в этой книге общего подхода, охватывающего разнообразные задачи адаптации, были положены вероятностные итеративные методы.

За небольшой промежуток времени, прошедший с момента выдвижения этого подхода, удалось не только уточнить и развить ряд утверждений, но и обнаружить, что результаты многих работ по адаптации и обучению, как появившихся в самое последнее время, так и работ прежних лет, которым по разным причинам не было уделено достаточного внимания, подчиняются закономерностям, вытекающим из этого общего подхода.

Развиваемый подход не только упрощает решение известных задач, но и позволяет решать многие новые задачи.

Разумеется, мы далеки от мысли, что излагаемый в этой книге подход охватывает все работы по адаптации, обучению и самообучению и тем более работы, в которых эти термины только фигурируют. Возможно, что ряд существенных работ остался вне поля зрения, но если это и так, то не потому, что они неинтересны или неважны, а потому, что пока еще нет более общей концепции, которая могла бы охватить и их.

Оглавление книги дает о ней достаточно полное представление, и вряд ли стоит заниматься подробным пересказом ее содержания. Но о некоторых особенностях книги сказать нужно.

Мы отказываемся от подробного доказательства многих высказываемых положений. Сделано это по ряду причин. Во-первых, это сильно увеличило бы объем книги и изменило задуманный стиль. Во-вторых, неизбежная при этом перегрузка деталями и тонкостями помешала бы, как нам кажется, выделить и подчеркнуть общие идеи адаптации и обучения. Наконец, не все доказательства имеют ту форму, которая совмещала бы общность с краткостью, и, как ни грустно в этом сознаться, мы пока еще не обладаем всеми без исключения нужными доказательствами.

Автор пытался изложить все вопросы «настолько просто, насколько это возможно, но не проще».

Наряду с изложением общих идей и их применением к разнообразным задачам современной теории управления и смежных областей — теории надежности, исследования операций, теории игр, теории конечных автоматов и т. п., в книге формулируются различные по важности, сложности и конкретности задачи, ждущие своего решения.

В основном тексте книги почти полностью отсутствуют ссылки на литературу, тем или иным образом связанную с рассматриваемыми вопросами. Это сделано умышленно, чтобы не прерывать изложения частыми ссылками. Зато в конце книги помещен подробный обзор литературы по адаптации и обучению. Помимо обзора, здесь делаются различные дополнения и замечания, а полученные результаты сопоставляются с известными ранее.

Указатель основных обозначений облегчит читателю знакомство с любой из интересующих его глав по применению адаптивного подхода независимо от чтения остальных глав.

Эта книга не могла бы быть написана, если бы автор не опирался на поддержку своих молодых сотрудников Э. Аведьяна, И. Девятерикова, Г. Кельманса, П. Падеждина, Ю. Попкова и А. Пропоя, которые не только принимали активное участие в обсуждении результатов, но и оказали влияние на развитие и изложение многих из рассмотренных в книге вопросов. За их инициативу и энтузиазм, которые действовали так стимулирующе, автор приносит им глубокую благодарность.  Автор признателен также З. Кононовой за большую помощь при оформлении рукописи книги.

Наконец, автору приятно отметить большое участие В. Новосельцева, который при редактировании рукописи сделал многое для того, чтобы книга приняла по возможности завершенный вид.

Если при чтении книги у читателя возникнет либо желание поспорить, либо стремление уточнить и развить ряд положений, либо, наконец, намерение использовать идеи адаптации для решения своих задач, т. е. если в конечном итоге читатель не останется равнодушным, то автор будет удовлетворен.

Институт автоматики и телемеханики                                      
Я. Цыпкин
Москва, декабрь 1966 г.

 

1
Оглавление
email@scask.ru