Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
§ 10.3. Теорема о минимаксе
Рассмотрим
игру с платежной матрицей (10.1). Естественное стремление первого игрока
увеличить свой выигрыш приводит к тому, что он выбирает из всех стратегий такую, которая
гарантировала бы ему наибольший из всех минимальных выигрышей, .
Второй
игрок стремится выбрать такую стратегию , которая обеспечила бы ему наименьший
из всех максимальных проигрышей, . При этом всегда
(10.9)
Может
оказаться, что это неравенство переходит в равенство
(10.10)
Тогда
говорят, что игра в чистых стратегиях имеет седловую точку . При этом стратегии , оптимальны. Отклонение любого
игрока от оптимальной стратегии приводит к тому, что противник только увеличивает
свой выигрыш. Мало того, за счет соответствующего выбора стратегий он может
выиграть еще больше.
Если
бы равенство (10.10) выполнялось для любой платежной матрицы , то на этом поиски
оптимальных способов игры закончились. Но часто платежная матрица может не
иметь седловой точки. В этих случаях игрок вынужден в каждой партии выбирать
сметанные стратегии, при этом противник уже не может точно определить
результат этого выбора. Таким образом, мы приходим к игре со смешанными
стратегиями и
. Фундаментом
теории игр является теорема фон Неймана о минимаксе, состоящая в том, что
платежная функция (10.3) удовлетворяет соотношению
(10.11)
Иными
словами, существуют такие оптимальные смешанные стратегии и , что
(10.12)
Величина
называется ценой
игры. Эта теорема утверждает, что матричная игра со сметанными стратегиями
всегда имеет седловую точку . Любопытно то, что как первый, так и
второй игрок не получают никакого преимущества от знания распределения вероятностей
ходов противника.