Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
§ 4.2. Обсуждение задачи опознавания
Прежде чем формулировать задачу
опознавания, целесообразно обсудить некоторые ее особенности, не стесняя себя
слишком строгими формулировками и точными понятиями.
Основная задача опознавания состоит в
отнесении предъявляемого объекта к одному из классов, вообще говоря, заранее
неизвестных. Классы характеризуются тем, что принадлежащие им объекты обладают
некоей общностью, сходством. То общее, что объединяет объекты в класс, и
называют образом. Для решения задачи опознавания необходимо прежде всего заняться
обучением посредством показа образов, принадлежность которых к тому или иному
классу известна.
Если мы можем точно (в виде конкретных
признаков) сформулировать то общее, что объединяет объекты в класс, то задача
опознавания сводится к сравнению признаков предъявляемых объектов с заранее
известными. Хотя этот случай и очень важен, например, для построения машин,
читающих стандартный текст, мы его касаться здесь не будем. Отметим лишь, что в
контрольно-сортирующих устройствах этот принцип издавна используется для
опознавания бракованных деталей. Мы будем рассматривать только тот случай,
когда общность свойств объектов каждого класса заранее установить невозможно
или неудобно, хотя в объективном существовании этой общности сомнений нет. В
этом случае, попросту говоря, мы хотим классифицировать объекты, но не знаем
как. Попытки искать признаки ощупью, надеясь на удачу, иногда приводят к
решению важных конкретных задач. Но возможен и иной путь — обучение показами,— который
сводится к предварительному показу ряда объектов и указанию классов, к которым
они принадлежат.
Для более точной постановки задачи
опознавания удобно использовать геометрические представления. Каждому объекту
можно поставить в соответствие точку в некотором многомерном пространстве.
Естественно думать, что сходным объектам соответствуют близкие точки, и классы
легко различимы, если точки, принадлежащие им, располагаются кучно.
Разумеется, этот интуитивно очевидный
факт можно облечь в форму «гипотезы компактности». Но это, пожалуй, ничего не
дает, поскольку мы заранее не можем рассчитывать на то, что эта гипотеза всегда
оправдывается, а проверить гипотезу очень трудно. Поэтому речь может идти не о
достижении абсолютной классификации, а о достижении наилучшей классификации при
имеющихся условиях. И только в том случае, если классы легко различимы, мы
получим абсолютную классификацию.