Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
§ 10.2. Понятие игры
В
игре обычно принимают участие несколько лиц — игроков, интересы которых
различны. Действия игроков, называемые ходами, состоят в выборе из множества
возможных вариантов какого-либо конкретного варианта. Игра характеризуется
системой правил, которые определяют порядок ходов, выигрыши и проигрыши игроков
в зависимости от сделанных ими ходов. Во время игры возникают различные
ситуации, в которых игроки должны сделать выбор. Полная система указаний, определяющих
этот выбор во всех возможных ситуациях, и представляет собой стратегию каждого
из игроков.
В
результате игры игрок стремится максимизировать свой выигрыш. Но, разумеется,
не всем игрокам это удается сделать. Приведенное описание игры, очень похожей
на многие азартные игры, с которыми мы сталкиваемся в жизни, настолько общее,
что оно удобно для популяризации теории игр, но вряд ли пригодно для получения
каких-либо конкретных результатов. Поэтому мы остановимся на частных видах игр,
теория которых довольно хорошо развита. Далее речь будет идти о матричных
играх двух лиц с нулевой суммой, т. е. таких игр, в которых интересы игроков
прямо противоположны и выигрыш одного игрока равен проигрышу второго.
Матричные
игры двух лиц с нулевой суммой характеризуются платежной матрицей
(10.1)
Игра
состоит в выборе первым игроком некоторой стратегии из возможных и вторым игроком — стратегии из возможных. Выигрыш
первого игрока, а значит и проигрыш второго игрока, равен величине . Выбор стратегий и может производиться
и случайно, согласно распределениям
(10.2)
В
этом случае исход игры также будет случайным, и его нужно оценивать по
математическому ожиданию — платежной функции:
(10.3)
Такая
игра называется игрой в смешанных стратегиях.
Распределения
(10.2) должны удовлетворять обычным для распределений условиям
(10.4)
означающим,
что и принадлежат
симплексу. Смешанные стратегии игроков определяются векторами и , причем -я компонента каждого
вектора равна вероятности применения -й чистой стратегии. Если эта вероятность
равна единице, то мы снова приходим к игре в чистых стратегиях.
Далее
мы будем обозначать чистые стратегии первого и второго игроков в виде единичных
векторов
(10.5)
Следует
отметить, что при заданных, согласно (10.2), распределениях и
(10.6)
Отсюда
следует, что компоненты смешанных стратегий представляют собой математическое
ожидание от применяемых соответствующих чистых стратегий. Соотношения (10.6) удобно
представить в векторной форме
(10.7)
где
(10.8)
—
наборы единичных векторов (10.5).