Макеты страниц
Распознанный текст, спецсимволы и формулы могут содержать ошибки, поэтому с корректным вариантом рекомендуем ознакомиться на отсканированных изображениях учебника выше
Также, советуем воспользоваться поиском по сайту, мы уверены, что вы сможете найти больше информации по нужной Вам тематике
Глава IV. Опознавание
§ 4.1. Введение
Проблема опознавании (узнавания,
распознавания) является весьма общей, хотя она и возникла в связи с решением
частных задач — задач опознавания фигур (цифр, букв, простых изображений),
звуков (речи, шума), диагностики заболеваний или неисправностей и т. п.
Опознавание представляет первую и важную
ступень обработки информации, получаемой нами при помощи органов чувств и
приборов. Вначале мы опознаем предметы, затем — отношения между предметами, а
также между предметами и нами, т. е. ситуации. Наконец, мы опознаем изменения
этих ситуаций, т. е. явления. Именно это дает нам возможность обнаружить закономерности
и прогнозировать на основе их дальнейший ход явлений и их развитие.
Мы не будем касаться сравнительных
возможностей опознавания человеком и машиной и пытаться ответить на вопрос, кто
лучше. Причина такого решения состоит не только в том, что этот вопрос был уже
предметом обширных и острых дискуссий (впрочем, не увенчавшихся каким-либо
разумным соглашением), сколько в нашем глубоком убеждении о неправомерности
постановки такого вопроса. Машины всегда усиливали возможности человека —
вначале физические, а теперь и интеллектуальные, в противном случае они вряд ли
бы создавались.
В этой главе мы сформулируем проблему
опознавания и покажем, что адаптивный подход дает возможность получить
эффективное решение этой проблемы. Мы увидим, что широко распространенные в
литературе разнообразные алгоритмы обучения опознаванию, найденные
эвристическим путем, т. е. путем находок и догадок, могут быть сравнительно
просто получены как частные случаи общих алгоритмов обучения.