Послесловие
Характерная
особенность многих задач современной теории и техники управления проявляется в
отсутствии априорной информации о процессах и объектах, в начальной
неопределенности. И по крайней мере сейчас кажется, что единственно возможная
основа решения проблемы оптимизации в этих условиях — адаптация и обучение.
Сами
понятия адаптации и обучения первоначально всегда связывались с поведением либо
отдельных живых организмов, либо коллективов их. Сейчас уже стало обычным
использовать эти понятия применительно к автоматическим системам, способным
выполнять свои функции в условиях начальной неопределенности. Это не означает,
однако, что следует всегда отождествлять адаптацию и обучение в живых
организмах с адаптацией и обучением в автоматических системах. Но,
по-видимому, теория адаптации в автоматических системах в ряде случаев может
оказаться полезной для объяснения удивительного поведения живых организмов.
Мы
умышленно, как, вероятно, читатель мог заметить, не использовали аналогию
между поведением технических и биологических систем и не касались столь модных
сейчас вопросов, связанных с понятием искусственного интеллекта, которые тесно
переплетаются с адаптацией и обучением. Это решение было вызвано не только
боязнью автора конкурировать с огромным числом популярных статей и книг по
кибернетике, но и тем, что настоящее понятие «интеллект» должно содержать
что-то принципиально неизвестное, непознанное и не поддающееся формализации.
Поэтому, по каким бы алгоритмам ни обучалась и ни адаптировалась та или иная
автоматическая система, вряд ли целесообразно приписывать ей интеллект, даже
если он и искусственный.
Принятое
в книге рассмотрение адаптации и обучения как своеобразных вероятностных
итеративных процессов позволило объединить множество разнородных задач
современной теории управления, усмотреть единство их идейного содержания и,
наконец, разработать эффективный метод их решения.
Значение
такого подхода к проблеме адаптации и обучения состоит не только в проникновении
в сущность проблемы и выработке эффективных путей решения, но и в том, что
этот подход возрождает на новом, более высоком уровне те «старые» задачи
классической теории управления, которые под мощным натиском новых направлений
отодвигались на задний план. Это относится, например, к задачам устойчивости и
качества. Ведь любой алгоритм адаптации и обучения может быть осуществлен,
если он обладает сходимостью. А сходимость алгоритмов есть не что иное, как
выражение факта устойчивости соответствующих стохастических нелинейных
замкнутых систем.
Оценка
скорости сходимости и отыскание оптимальных с той или иной точки зрения
алгоритмов тесно связаны с задачами качества стохастических нелинейных систем.
Таким
образом, и в новой проблеме адаптации и обучения задачи устойчивости и
качества играют важную, а порой и главную роль. Не является ли этот факт лучшим
свидетельством того, что теория автоматического управления «растет, но не
стареет», что в ней возникают все новые и новые направления, но вечно юными
остаются задачи устойчивости и качества.
Сейчас
трудно говорить о каком-либо завершении теории адаптации и обучения. Мы
находимся лишь в начале пути, вероятно, долгого, но с очень ясной и заманчивой
перспективой. На этом пути вырисовываются новые связи между различными
направлениями теории управления и смежных наук, которые, возможно, покажутся
нам неожиданными. Возникают также и новые задачи, которые, вероятно, расширят и
область применения теории адаптации и обучения.
Усложнение
управляемых объектов систем управления, отсутствие априорной информации
относительно условий их работы вызвали к жизни адаптивные системы управления.
Но роль процессов адаптации и обучения не будет ограничиваться только
устранением неопределенности и управлением при отсутствии полной информации.
Ведь устранение неопределенности и отбор полезной информации есть элемент
творческого процесса, и, кто знает, быть может, в недалеком будущем при
активной помощи адаптивных систем можно будет не только достигнуть наиболее
совершенного в данных условиях управления, но и создавать более общие методы,
теории и концепции.